Сайт, на котором всегда Вам рады!
                                                            Пятница, 22.09.2017, 21:50






Главная | Регистрация | Вход                      
УРОК   БИОЛОГИИ  
 Вы вошли как Гость | Группа "ГостиПриветствую Вас Гость | RSS
ИГРЫ НА УРОКЕ БИОЛОГИИ  КРАСНАЯ КНИГА РОССИИ  ПРИТЧИ О ЖИВОТНЫХ  КАРТОЧКИ ПО БИОЛОГИИ  СТИХИ К УРОКАМ БИОЛОГИИ 
МЕНЮ
БИОЛОГИЯ В...
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКОВ
АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА
ЮНЫЕ ЗООЛОГИ В МИРЕ ЖИВОТНЫХ
НЕСКУЧНАЯ БОТАНИКА
КАК ЭТО БЫЛО
БИОЛОГИЯ - ЭТО ИНТЕРЕСНО!
Категории раздела
КОНСПЕКТЫ УРОКОВ БИОЛОГИИ [147]
ЛЕКЦИИ ПО ОБЩЕЙ БИОЛОГИИ [26]
ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО БИОЛОГИИ [67]
ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ [51]
ТЕСТЫ ПО БИОЛОГИИ [105]
ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКАМ БИОЛОГИИ [79]
УВЛЕКАТЕЛЬНАЯ БИОЛОГИЯ. СТРАННОСТИ ЭВОЛЮЦИИ [85]
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ [5]
ПРЕЗЕНТАЦИИ ПО БИОЛОГИИ [38]
БИОЛОГИЯ В 11 КЛАССЕ [134]
БИОЛОГИЯ В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ [110]
ВОПРОСЫ УЧЕНИКОВ, КОТОРЫЕ СТАВЯТ В ТУПИК УЧЕНЫХ [197]
БИОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА [8]
ВИРУСЫ [85]
ВЕСЕЛЫЙ УРОК БИОЛОГИИ [19]
РАСТЕНИЯ СЕМЕЙСТВА РОЗОЦВЕТНЫЕ [15]
КРОССВОРДЫ [62]
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К УРОКАМ БИОЛОГИИ [42]
ЯРКИЕ ВИКТОРИНЫ ПРО ЖИВОТНЫХ [48]
БИОЛОГИЯ В 8 КЛАССЕ [105]
В 6 КЛАССЕ [46]
В 9 КЛАССЕ [60]
В 7 КЛАССЕ [60]
БИОЛОГИЯ В 10 КЛАССЕ [81]
ОПЫТЫ С РАСТЕНИЯМИ [27]
ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ ЕГЭ ПО БИОЛОГИИ [11]
ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ В КЛЕТКАХ ОРГАНИЗМА [12]
РАЗМНОЖЕНИЕ ОРГАНИЗМОВ [12]
КАК ОБУЧАТЬ БИОЛОГИИ. ЖИВОТНЫЕ. 8 КЛАСС [72]
Главная » Файлы » КАК ОБУЧАТЬ БИОЛОГИИ. ЖИВОТНЫЕ. 8 КЛАСС

Урок биологии "Сезонные явления в жизни птиц"
23.02.2017, 12:31

Задачи: познакомить учащихся с изменениями в жизни птиц по сезонам года, причинами перелетов и способами их изучения.

Оборудование: таблицы с изображениями различных типов гнезд, представителей оседлых, кочующих и перелетных птиц; схемы пролетных путей 2–3 видов птиц.

Методы и методические приемы: рассказ учителя с элементами беседы с использованием изобразительных наглядных пособий.


Ход урока

В начале урока учитель знакомит учащихся с его познавательными задачами и проводит уплотненную проверку знаний: устную индивидуальную и письменную индивидуальную по дидактическим карточкам.

Вопросы для устной проверки знаний:

1. Какие изменения в связи с приспособлением к полету произошли у птиц в органах размножения?

2. Какое строение имеет яйцо птицы?

3. Как и при каких условиях происходит развитие в яйце зародыша птицы?

4. Чем различаются между собой птенцы выводковых и птенцовых птиц и как родители заботятся о появившемся у них потомстве?

Дидактические карточки:

Карточка 1. На рисунке изображен скелет птицы.

Напишите названия отделов скелета и костей, обозначенных на рисунке. Каковы особенности строения позвоночника птицы по сравнению с позвоночником пресмыкающегося?

Карточка 2. Рисунок пояса передних конечностей и грудины; грудины и грудных мышц.

Напишите, какие кости, образующие пояс передних конечностей птицы? Какой цифрой обозначены мышцы, поднимающие, а какой – опускающие крылья птицы? Свой ответ аргументируйте.

Карточка 3. На рисунке изображена схема пищеварительной, дыхательной и выделительной систем птицы; желудок птицы.

Напишите, какие органы обозначены на схеме внутреннего строения птицы? Какие отделы желудка обозначены на рисунке? Каковы особенности строения желудка птицы и в связи с чем они развились?

После подведения итогов проверки знаний учитель рассказывает об основных периодах в жизни птиц, которые приурочены к определенным сезонам года: гнездование, послегнездовой период, кочевки и перелеты. Отметив, что самое оживленное время в жизни птиц – весна, учитель предлагает учащимся рассказать, чем заняты зимовавшие птицы ранней весной, какие из них в это время заняты постройкой гнезд или уже сидят на гнездах, какие птицы прилетают с мест зимовок первыми, а какие – последними и почему, чем заняты птицы в первые дни после прилета. После уточнения и дополнения ответов учитель рассказывает о гнездовании птиц парами или колониями, охране ими выбранных территорий. После задает вопросы: какие птицы гнездятся колониями? В связи с чем они перешли к колониальному гнездованию?

Далее учащиеся знакомятся с местами устройства гнезд и их разнообразием. Учитель демонстрирует изображения гнезд грача, сороки, зяблика, крапивника, камышовки, жаворонка, тетерева и просит учащихся определить, какой птице принадлежит каждое из них, где в природе можно обнаружить гнезда этих птиц, чем по устройству рассматриваемые гнезда сходны между собой и чем они различаются, у каких птиц гнезда просты по устройству, а у каких более сложные, в чем проявляются и с чем связаны простота и сложность устройства гнезд, что способствует защите гнезд от хищников. Уточнив и конкретизировав ответы учащихся, учитель объясняет, каких птиц относят к птицам-дупло гнездникам, после просит назвать птиц, которые сами выдалбливают дупла, и птиц, занимающих покинутые дупла, а также птиц, не строящих гнезд и не насиживающих яйца.

Далее учитель отмечает, что для послегнездового периода жизни птиц характерны линька, образование небольших стай и кочевки в поисках корма, запасание некоторыми птицами пищи на зиму, переход послегнездовых кочевок в осенние и зимние или в подготовку к отлету. При этом важно, чтобы учащиеся поняли, каково значение послегнездовой линьки птиц и как она происходит, почему в это время водоплавающие птицы несколько недель скрываются в прибрежных зарослях или находятся на открытых участках воды. Следует рассказать, какие птицы и какой корм заготавливают на зиму, где они его прячут. Эти сведения из жизни птиц вызывают у учащихся большой интерес.

После сообщения о послегнездовых кочевках в связи с сокращением пищи, понижением температуры воздуха и уменьшением дня и перерастанием их у одних птиц в осенние и зимние, а у других в осенний перелет учитель указывает на разделение птиц по развитости сезонных перемещений на оседлых, кочующих и перелетных. Раскрывает эти понятия в процессе дальнейшей беседы. Вначале учащимся предлагагается назвать птиц, которых в местных краях можно наблюдать во все времена года, затем – птиц, улетающих осенью на зимовки и возвращающихся весной, и, наконец, – птиц, временно исчезающих и появляющихся. Таким образом, формируются понятия «оседлые», «кочующие» и «перелетные» птицы. При этом важно, чтобы учащиеся усвоили, что кочующие птицы, в отличие от оседлых, удаляются от летних местообитаний на десятки, сотни и даже тысячи километров, но не имеют ежегодно повторяющихся путей перемещения и каких-либо постоянных мест зимовок, а перелетные птицы на зимовку и к прежним местам гнездования перемещаются по постоянным, сложившимся веками, пролетным путям. Необходимо также разъяснить, что основным сигналом перелета птицам служит сокращение длины дня, а не уменьшение пищи.

После учитель отмечает, что первые достоверные знания о местах зимовок перелетных птиц и их пролетных путях были получены в конце XVIII века, в основном, методом кольцевания. Рассказывает о работе, проводимой имеющимися в каждой стране центрами кольцевания, и сообщает о современных радиолокационных методах.

При рассмотрении вопросов о возникновении перелетов птиц учитель подчеркивает, что одна из причин перелетов – изменение условий питания (уменьшение численности насекомых, моллюсков и другой животной пищи в связи с похолоданием и сокращением длины дня), а возникли они при установлении на Земле времен года. Далее учитель рассказывает, что у перелетных птиц издавна сформировался инстинкт перелета, что подтверждается содержанием птиц в неволе: при сокращении длины дня (во время отлета птиц) даже при достатке корма они проявляют беспокойное поведение, и сообщает о необходимости знаний о перелетах для их охраны и рационального промысла.

После подведения итогов урока учитель дает задание на дом: прочитать в учебнике текст параграфа и ответить на вопросы; в тетради раскрыть содержание понятий: «птицы оседлые», «кочующие», «перелетные».

Категория: КАК ОБУЧАТЬ БИОЛОГИИ. ЖИВОТНЫЕ. 8 КЛАСС | Добавил: admin | Теги: разработки уроков биолог, Как обучать биологии Животные 8 кла, биология в школ, методическое пособие для учителей б, зоология 8 класс
Просмотров: 46 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
ЭНЦИКЛОПЕДИИ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ОТКРЫТКИ: ЖИВОТНЫЕ И РАСТЕНИЯ
Форма входа

Поиск
УЧИМСЯ ВМЕСТЕ













Вот удача - мы на даче!
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 2
    Гостей: 2
    Пользователей: 0
    Copyright MyCorp © 2017
    Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика