Здоровье – важнейший компонент человеческого благополучия и счастья. Одно из главных условий здоровьесбережения учащегося – создание для каждого ребёнка в процессе обучения ситуации успеха с учетом его индивидуальных особенностей. Технология личностно-ориентированного обучения, ставит личность ученика в центр внимания педагога.
Цель работы, как педагога, чтобы учащиеся не только не потеряли интереса к предмету, но и сами бы стремились к получению новых знаний и умений. Выход может быть в использовании игры как средства интерактивного обучения биологии.
Игра – это интересная сфера деятельности человека, она позволяет каждому игроку самореализоваться, и оценить себя как члена творческого коллектива. Игры проводим с целью активизировать и расширить субъектный опыт учащихся, создать условия для проявления коллективных и индивидуальных творческих способностей.
Целеполагание данного метода состоит в формировании мотивации и познавательного интереса к биологии, определении уровня обучения учащихся, развитии коммуникативных умений, способности к восприятию, сопереживанию, развитии информационной культуры учащихся.
Учитывая, что в подростковом возрасте актуальны потребности в общении, самовыражении, самоудовлетворении, следовательно, игра подкрепляется проблемно – поисковым, эмоционально – образным и соревновательным стимулами.
В процессе игры у учащихся формируются важные качества: участвовать в обсуждении и принятии коллективного решения, излагать и аргументировать свою точку зрения, выслушивать сторонников и оппонентов.
Интеллектуальные игры проводим во время уроков:
игра (ролевая, познавательная), урок – путешествие;
урок – семинар, пресс-конференция;
уроки защиты творческих проектов, в том числе и электронных презентаций.
Особенность игры состоит в том, что её можно использовать по всем темам в течение целого года или даже заменить контроль знаний учащихся. Такие формы уроков очень нравятся детям, они с большим удовольствием в них участвуют.
Особое внимание игре уделяем во внеурочное время. Формирую разновозрастные группы по 6 человек, обязательно учитываем желания учеников в выборе коллег по команде. Задача учителя на этом этапе состоит в том, чтобы помочь создать команды, в которые вошли бы и «теоретики», и «практики», и «фантазёры», и «лирики».
Практика подсказывает, что особый интерес вызывает у учащихся игра между ровесниками из других школ, поэтому в течение нескольких лет организую биолого-экологические игры городского уровня.
Предварительно в школе создаются несколько команд, команда-победитель примет участие в финале. Мероприятие приобрело статус биологического праздника. С применением информационных технологий игры стали разнообразнее. Яркие образы усиливают внимание и память, одновременно задействованы зрительные и слуховые анализаторы. Таким образом, повышается интерес и активность учащихся.
Тематика таких игр различна, но акцент ставится на применение биологических знаний в повседневной жизни с целью безопасного поведения в природной среде, оказание первой медицинской помощи.
Игра формирует у учащихся следующие ключевые компетентности:
готовность к самообразованию;
способность оценивать жизненную ситуацию;
иметь собственное мнение, понимать позицию других людей;
уметь анализировать, сравнивать, доказывать.
Использование такого подхода к обучению позволяет повысить качество знаний учащихся и их познавательную активность.