Современное общество, которое характеризуется стремительными темпами развития, информатизацией среды предъявляет особые требования к выпускнику. «Система образования должна формировать такие новые качества выпускника как инициативность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность. Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить».
Воспитание такой социально и профессионально активной личности требует от педагогов современной школы применения совершенно новых методов, приемов и форм работы. Чтобы сформировать компетентного выпускника во всех потенциально значимых сферах профессионального образования, необходимо применять активные формы и методы обучения, развивающие, прежде всего, познавательную, коммуникативную и личностную активность нынешних школьников.
Уровень возрастных и познавательных возможностей выпускников средней школы позволяет шире реализовать компетентностный подход в обучении.
Реализация компетентностного подхода дает возможность:
обеспечить целостное восприятие мира, сформировать системные знания, адекватные современному уровню знаний;
способствовать адаптации молодежи к меняющимся социальным условиям жизни;
способствовать разностороннему развитию детей, формированию процессуальных умений (современных ключевых компетенций);
развить устойчивые познавательные интересы и творческие способности;
снизить нагрузку на учащихся.
Каждый учитель, осуществляя компетентностный подход, должен определить миссию, цели, задачи преподаваемого предмета.
Миссию школьного курса биологии вижу в том, чтобы создавать благоприятные условия развития для всех детей: одарённых и обычных, учитывая их склонности и особенности. Первостепенное значение в моей работе приобретает опора на сильные стороны личности и создание на этой основе условий для выбора ребёнком собственной позиции по отношению к приобретаемому знанию, к другим людям, по отношению к себе и выполняемой деятельности.
Цель биологического образования и задачи прописаны в образовательном стандарте по учебному предмету «Биология». Изучение биологии направлено на формирование у учащихся биологической культуры.
Задачи курса с точки зрения компетентностного подхода:
формирование у учащихся представлений о живой природе в единой картине мира, многообразии живых организмов, взаимосвязи и взаимовлиянии, общих закономерностях развития живой материи;
изучение закономерностей организации, функционирования и развития живых систем разного уровня, формирование системы биологических знаний о живой природе;
формирование умений применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности организмов; использовать информацию о современных достижениях в области биологических наук;
приобретение навыков анализа учебной и научно-популярной литературы, работы с приборами, инструментами, справочниками, определителями, планирования и проведения опытов, наблюдений за биологическими объектами, состоянием окружающей среды, самонаблюдения за состоянием собственного организма;
воспитание ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью окружающих людей, культуры поведения в природе;
использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни, для сохранения собственного здоровья (оказание первой помощи, соблюдение норм здорового образа жизни, профилактика заболеваний, травматизма, вредных привычек);
применение полученных знаний для объяснения процессов и явлений живой природы, соблюдения правил личной гигиены, охраны объектов живой природы, рационального использования природных ресурсов.
Анализ литературных источников и программы курса биологии позволил спроектировать ключевые и предметные компетентности, которыми должен овладеть выпускник лицея.
Ключевые компетентности:
Информационная - выражается в умениях самостоятельно искать, интерпретировать, систематизировать, критически оценивать и анализировать полученную информацию, использовать полученную информацию в своей деятельности, представлять её в различных формах и на различных носителях;
Самообразовательная – выражается в готовности человека к непрерывному самообразованию, саморазвитию, профессиональному и личностному росту;
Коммуникативная - выражается в умениях вступать в контакт с любым типом собеседника, слушать, проявляя уважение и терпимость к чужому мнению, высказывать и тактично отстаивать собственное мнение;
Кооперативная - выражается в умениях взаимодействовать, находить партнёров для групповой и парной деятельности, осуществлять коллективное целеполагание, планирование, подведение итогов, самооценку коллективной деятельности;
Проблемная – выражается в умениях самостоятельно выявлять проблему в ситуациях избыточной информации, находить альтернативные пути и средства решения проблем, оценивать степень разрешения проблемы.
Природоведческие и валеологические (предметные) компетентности: заключаются в наличии опыта ориентации и экологической деятельности в природной среде; знании и умении применять правила поведения в экстремальных ситуациях: во время грозы, наводнения, пожара, при встрече с опасными животными, насекомыми; стремлении позитивно относиться к своему здоровью; владеть способами физического самосовершенствования, эмоциональной саморегуляции, самоподдержки и самоконтроля; владении элементами психологической грамотности и поведения в обществе.
Практика показывает, что ключевые компетентности формируются лишь в опыте собственной деятельности, поэтому образовательная среда должна выстраиваться таким образом, чтобы ребенок оказывался в ситуациях, способствующих их становлению. Речь идет как о содержании учебного курса биологии, так и о формах организации образовательного процесса в традициях личностно-ориентированного образования. Таким образом, современное биологическое образование должно быть ориентировано на проектирование учебно-практических ситуаций, в которых действует учащийся.
В соответствии с этим при реализации курса предполагается:
усиление аналитической и оценочной сторон в изучаемом предмете,
организацию всевозможных диалоговых форм обучения, максимально отойдя от учительского монолога,
проблемный подход к изучению материала,
активное использование творческого потенциала учащихся.
Урок остается основной организационной формой обучения и выполняет определенные функции: образовательную, воспитательную, развивающую. В настоящее время все большее значение приобретают его самообразовательная и стимулирующая функции.
Образовательная функция связана с формированием системы знаний, компонентом которых являются предметные специальные понятия, специальные и общеучебные умения и навыки. Современный урок требует от учителя организации учебной деятельности учащихся: работы с учебником, натуральными, изобразительными средствами наглядности, современными носителями информации которые выступают в качестве источника знаний. На уроке ученик должен не только получить знания, но и преобразовать их в умения и навыки, т. е. на современном уроке реализуется деятельностный подход. Именно забвением роли деятельности самого ученика объясняется факт низкой активности учеников на уроке. Самообразование на уроках естественноучного цикла - это овладение учащимися приемами работы с учебником, справочной литературой, современными носителями информации, наглядными пособиями. Формированием умений наблюдать объекты природы, ставить простейшие опыты.
Для осуществления воспитательной функции урока нужна целенаправленная продуманная деятельность учителя в системе уроков, темы, раздела, предмета в целом. Воспитывает содержание предмета, методы и средства его подачи, личность учителя, его стиль общения с учащимися.
Развивающая функция направлена на развитие у школьников личностных психологических особенностей: памяти, внимания, мышления, речи, наблюдательности, любознательности.
Особенности содержания естественнонаучных предметов, новые научные факты, разнообразные средства обучения, как и личность учителя, его коммуникабельность могут выполнять стимулирующую функцию.
Особенности содержания предметов естественнонаучной направленности, учебно-воспитательных задач, вызвало к жизни большое разнообразие уроков. Разные типы уроков позволяют решать конкретные дидактические задачи. Характерная особенность современного урока – активная (самостоятельная) учебная деятельность учащихся: использование наглядности и в первую очередь натуральной. Учителя ищут способы активизации работы учащихся на уроке, способствующие выполнению поставленных целей. Важность задач, решаемых в процессе школьного естественнонаучного образования, требует соблюдения принципа научности, языковой культуры (правильное использование терминов, объяснение их происхождения, значения, использование приемов, направленных на обогащение речи учащихся).
Организация учебной деятельности в классе включает все формы работы: фронтальную, индивидуальную, в парах (постоянного и сменного состава) и малых группах. При планировании обратной связи необходимо учитывать возможности различных форм в их разумном сочетании, задания, способствующие развитию: монологической речи, умения вести диалог, поиску информации из различных источников и ее интерпретации, навыков выполнения тестовых заданий. Современный урок должен быть технологичен, поставленные цели и задачи выполнены. Оценивание результатов обучения подразумевает учет знаний и умений ученика. Итоговая (четвертная) отметка выставляется на основе текущих, выставленных за разные типы заданий: устный ответ, проверочную работу, выполнение лабораторной работы и др. Существуют другие формы оценки, например, портфолио.
При планировании практической части программ необходимо учитывать следующее: лабораторные и практические работы могут носить обучающий и ознакомительный характер. Составляя поурочно-тематическое планирование, формулируя учебные задачи урока, учитель может сам определить тип работы.
Все проводимые лабораторные, практические работы и экскурсии должны быть оформлены в рабочей тетради ученика. В тетрадях по предмету (обычных и на печатной основе) учитель проверяет выполненные учащимися различные типы письменных заданий и выставляет отметки.
Домашнее задание по биологии должно занимать не более получаса по времени на его выполнение. Рекомендации по его выполнению необходимо давать на каждом уроке с учетом особенностей учащихся. Задания творческого характера, требующие большого объема времени для их выполнения, предлагаются заранее.