Цель:
обобщить и систематизировать знание по теме; отрабатывать навыки работы со схемами, таблицами; учить самостоятельно давать оценку своим знаниям и знаниям одноклассников;
развитие аналитического мышления, умения выделять существенные признаки, устанавливать связи места обитания с образом жизни и строением; умение производить классификацию фактов, развивать умение обобщать и делать выводы;
воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю.
Оборудование: мультимедийный проектор, Красная книга, иллюстрации птиц, аудиозапись птичьих голосов; карточки с заданиями, листы контроля. На каждом столе набор из перьев (красные, желтые, синие).
Класс разбивается на группы по 4-5 человек по желанию учащихся. Обсуждение всех вопросов идёт по группам
Ход урока
Звучат голоса птиц (~0,5 мин)
Вопрос: На улице зима, холодно, а мы сегодня с Вами слушаем пение птиц. Почему? (Потому, что сегодня на уроке мы будем говорить о птицах)
Вопрос: Ребята! А как мы можем назвать с Вами такое явление , когда мы слышим голос не одной, а сразу большого числа птиц? (Птичий гомон, многоголосье, Птичий базар)
Так пусть наш урок сегодня называется «Птичий базар».
Учитель: Сегодня мы проводим повторительно-обобщающий урок по теме «Класс Птицы». Если это заключительный урок, то какие же задачи мы перед собой поставим на этом уроке.
Дети высказываются о задачах, учитель обобщает и озвучивает общее мнение.
Задачи: повторить и обобщить знания, полученные на предыдущих уроках по классу Птицы; расширить и углубить знания по данной теме.
Инструкции к уроку: У Вас на столах лежит лист контроля, в котором вы должны будите оценить сами себя по каждому виду заданий. Критерии оценки и правильные ответы тоже прилагаются. Надеюсь на вашу честность и объективность при самооценке собственных ответов.
Учитель: Прежде чем перейти к выполнению основных видов заданий, я хотела проверить ваш эмоциональный настрой. У вас на столах лежат перышки разных цветов. Поднимите то, которое больше соответствует вашему настроению (красное – радостное; желтое – приятное; синее - грустное). я показываю детям желтое перышко – мне приятно с вами общаться.
Задание 1: Выберите номера, которыми отмечены особенности строения птиц, являющиеся приспособленностью к полету.
Кости у птиц полые, заполнены воздухом и тонкие.
У птиц нет мочевого пузыря.
Кожа птиц тонкая, сухая.
У птиц есть почки.
На грудинке есть особый вырост – киль.
Передние конечности птиц преобразованы в крылья.
высокий уровень обмена веществ, что обеспечивает птиц энергией.
У самок птиц есть всего один яичник.
Легкие птиц соединены с воздушными мешками.
(Ответы: 1, 2, 5, 6, 7, 8, 9)
Задание 2: Узнай птицу по описанию.
Удивительно красивое белоснежное оперение этой птицы. Весной с наступлением брачного периода, на ее спине вырастают и сохраняются, до начала лета особые чудесные перья. Перья этой птицы шли на украшение женской одежды и ценились очень высоко. Сейчас охота на этих птиц запрещена. (Белая цапля)
Основная пища этих птиц - насекомые, которых они поглощают в огромных количествах. Причем из всех пернатых только они клюют мохнатых ядовитых гусениц. Еще об этих птицах известно, что они не строят гнезд, а подкладывают свои яйца в гнезда мелких певчих птиц. (Кукушка)
Это небольшая птица величиной с воробья, хвост ее в виде вилочки. Гнездо ее имеет полушаровидную форму. Оно вылепливается из комочков грязи и смачивается слюной. Питается насекомыми, которых ловит на лету.(Деревенская ласточка)
Птица очень мелких размеров, меньше воробья. Ловко лазает по деревьям, тростнику. Гнездо обычно делает из растительного пуха в виде рукавички с боковым входом. Подвешивает гнездо на тонких веточках, часто над водой.(Ремез)
Крупные птицы с длинной шеей и сравнительно короткими ногами. Всю жизнь живут парами. О верности этих птиц слагают стихи и поют песни. (Лебеди)
Эта птица относится к числу хищных птиц. Охотится днем. Хвост у него белый, клиновидный. Выслеживая добычу, способен подолгу парить высоко в небе. Питается зайцами, сусликами, рыбой. Занесен в Красную книгу. (Орлан - белохвост)
Птица средних размеров. Оперение черное. В средней полосе России прилет этих птиц означает наступление весны. Кормятся на пашне, чистят ее от червей. (Грачи)
Замечательно! Вы отлично справились с заданием. Всего же в пределах Астраханской области можно встретить около 260 видов птиц. Одних птиц (оседлых) можно встречать круглый год, других (перелетных и кочующих) – во время миграций. (См. Карта Астраханской области и на ней птицы. Информация по Красной книге).
Задание 3: Укажите соответствие видов птиц, мест их обитания и пищи.
Вид |
Места обитания |
Пища |
А. Глухарь |
1. Водоемы и их берега |
1. Водные беспозвоночные |
Ответы:
А – 3 - 2, 3, 4
Б – 2, 3 – 2, 4
В – 3 – 2, 4
Г – 4, 5 – 6
Д – 4 – 2, 5
Ж – 1 – 9, 1
З – 6, 7 – 2, 5, 8
И – 4, 6, 7 – 2, 4, 8
Чем же вызвано такое многообразие птиц? (Различные места обитания птиц: лес, открытые места, водные пространства, различная пища и т.д.)
Задание 4: Заполни схему. (Взаимопроверка в группах)
Ответ: Роль птиц в природе и жизни человека:
Распространяют плоды, семена, опыляют растения;
Птицы – санитары уничтожают грызунов, больных птиц;
Имеют промысловое значение: птиц разводят в неволе для получения мяса, пуха, яиц;
Уничтожают вредителей растений.
Подведем итог нашей работе на сегодняшнем уроке:
Что же вы узнали нового? Чем вам заполнился сегодняшний урок?
Давайте дадим оценку нашему уроку по 100 – бальной шкале:
100 б. ─ 50 б.─ 0 б. Где на этой шкале мы можем поместить наш урок? Спасибо!
А теперь давайте подсчитаем количество заработанных вами баллов:
Если вы набрали от 12 и больше баллов оценка «5», 8-11 баллов – «4», менее 8 баллов – «3».
Озвучим оценки, сдайте листы контроля.