Задачи: расширить знания учащихся о многообразии животного мира за счет раскрытия особенностей строения и жизнедеятельности хордовых, их классификации, а также ознакомления с бесчерепными как низко организованными животными этого типа; продолжить формирование умений узнавать изученных хордовых, выделять особенности организации, отличающие их от животных других типов.
Оборудование: чучела различных позвоночных, влажный препарат и рисунки из учебника и других книг с изображением хордовых, в частности рыб, диапозитивы о ланцетнике.
Методические рекомендации
I. Проверка знаний и умений
1. Проверка знаний об особенностях организации иглокожих, их роли в природе и практическом значении. (Рассказ учащихся или беседа по вопросам из рубрики «Проверьте свои знания».)
2. Проверка умений сравнивать, делать выводы. (Самостоятельная работа для 2–3 учащихся по заданиям из рубрик «Выберите правильный ответ» или «Какие утверждения верны?».)
II. Изучение нового материала
1. Хордовые – один из высокоорганизованных типов царства животных, общее число известных видов, среды обитания, распространения. (Рассказ учителя с элементами беседы, демонстрация таблиц или чучел, рисунков.)
2. Особенности организации хордовых: хорда, нервная трубка, расположение в организме, замкнутая кровеносная система, ее местоположение. (Рассказ учителя, демонстрация таблицы или рисунков.)
3. Классификация хордовых: подтипы – бесчерепные, личиночнохордовые, позвоночные, их представители. (Рассказ учителя, демонстрация таблицы, рисунков.)
4. Особенности организации бесчерепных на примере ланцетника: среда обитания, внешнее строение, нервная система, внутренний скелет, хорда; распространение – моря Атлантического, Индийского и Тихого океанов. (Рассказ учителя с элементами беседы, демонстрация диапозитива и влажного препарата, использование рисунков.)
5. Личиночнохордовые, или оболочники, особенности организации на примере асцидии: среда обитания, сидячий образ жизни, тело заключено в особую оболочку – тунику, гермафродитизм, способы размножения – бесполое и половое, развитие с метаморфозом, личинка свободно плавает, имеет хорду на ранних стадиях развития, ее метаморфоз. (Рассказ учителя с элементами беседы.)
6. Общие сведения о подтипе позвоночных: многообразие видов, наличие в скелете черепа, позвоночника, в кровеносной системе сердца и сосудов; нервная система (наличие спинного и головного мозга), основные классы. (Рассказ учителя с элементами беседы, демонстрация чучел, таблицы, рисунков.)
III. Задание на дом: изучить раздел I темы «Тип Хордовые», знать общую характеристику хордовых