Цель урока: познакомить учащихся с понятием скелет как опора организма и разнообразием скелетов у разных видов животных.
Задачи
Образовательные: ознакомить учащихся с функциями скелета, скелетных м
Воспитательные: развитие умений и навыков, необходимых для групповой работы, умения анализировать ответы учащихся, самостоятельно работать на уроке; воспитание сознательной дисциплины на уроке.
Развивающие: развитие познавательного интереса к предмету, навыков работы с учебником, умения выделять главное.
Формы работы на уроке: а) индивидуально-групповая; б) самостоятельная; в) работа с учебником.
Перед началом урока учитель на доске записывает тему урока («Скелет – опора организма») и размещает информацию о животных.
Фораминиферы. Отряд Простейшие, класс Корненожки. Размеры 0,1–1 мм, бывают до 20 см. Известковая раковина, склеенная из песчинок. Известно более 1 тыс. современных видов. Значение: мел – в народном хозяйстве.
Радиолярии (лучевики). Класс Саркодовые. Размеры – до 1 мм. Скелет из кремния. Обитают в морях. Свыше 7 тыс. видов. Значение: образуют радиоляриевый ил.
Моллюски (мягкотелые). Тип Беспозвоночные. Тело покрыто раковиной. Обитают в морях, пресноводных водоемах, на суше. Известно 130 тыс. видов (до 2 тыс. видов в РФ). Значение: употребляют в пищу.
ХОД УРОКА
Оборудование: плакаты с изображением фораминифер, радиолярий, крабов, моллюсков; скелеты птиц; скелет рака; скелеты жуков (членистоногих); скелеты морских звезд.
На партах у учащихся стоят карточки с указанием групп: 1 и 2 парты (4 чел.) – I группа, 3 и 4 парта – II группа и т.д. (всего 7 групп).
Учитель просит заранее подготовиться к уроку двум учащимся, которые будут играть роли учителей.
I. Организационный момент
Объявление темы урока.
II. Проверка домашнего задания
Два ученика – «учителя» – проводят проверку домашнего задания: они задают вопросы, а учащиеся записывают ответы одним словом на листах бумаги. «Учителя» собирают листки с ответами, проверяют ответы учащихся, ставят оценки, исправляют ошибки.
III. Объяснение нового материала
Учитель. Сегодня мы знакомимся с темой «Скелет – опора организма». Вспомните, когда мы с вами уже говорили о скелете? Какую систему органов мы изучали? (Опорно-двигательную систему.)
Опорно-двигательная система у позвоночных животных состоит из скелета и мышц. Скелет придает форму телу, защищает его от повреждений, служит опорой. Мышцы приводят скелет в движение. Сегодня на уроке мы познакомимся со скелетами позвоночных и беспозвоночных животных.
У вас на партах лежат карточки с индивидуальными заданиями для каждой группы. Вы должны прочитать вопрос и найти нужный абзац в тексте учебника, содержащий ответ на вопрос. Ответ на вопрос должен быть кратким, из 2–3 предложений.
I группа
Какие две группы организмов имеют скелетные образования?
Ответ. Скелетные образования имеют позвоночные и беспозвоночные животные. Животные отряда радиолярий имеют скелет из кремниевых иголочек. Такой скелет защищает животное от врагов. Раковинные амебы и фораминиферы также имеют скелеты.
Учитель дополняет ответ, используя доску с записями и таблицы с изображением животных.
II группа
Какие функции выполняют опорные системы и какова роль мышц?
Ответ. Поддержание формы тела. Скелет – его каркас. Скелет предохраняет организм и внутренние органы от повреждений (например, грудная клетка защищает легкие, а череп – мозг). Мышцы крепятся к скелету и приводят его в движение.
Учитель дополняет ответ.
III группа
Какие выделяют типы скелетов? Приведите примеры животных, имеющих наружный скелет.
Ответ. Наружный скелет имеют простейшие, моллюски, членистоногие – это раковины улиток, мидий, панцири раков, крабов и прочные покровы насекомых. Крылья и покровы членистоногих состоят из хитина, который выделяют клетки кожи. У раков он пропитан минеральными солями и поэтому становится очень прочным панцирем.
Учитель дополняет ответ.
IV группа
Что такое линька и как она происходит у членистоногих?
Ответ. Периодическое сбрасывание старого покрова и замена его новым называется линькой. Новый покров (хитиновый) нежный и эластичный. Линька обеспечивает возможность изменения формы и размеров организма. Во время линьки животное может стать легкой добычей для хищников.
V группа
Как устроен внутренний скелет у позвоночных животных и чем он образован?
Ответ. Внутренний скелет состоит из трех отделов: голова, туловище, конечности. Он образован костной и хрящевой тканями. У некоторых животных он образован хрящевой тканью, но с возрастом она заменяется костной.
Учитель дополняет ответ.
VI группа
Что служит опорой у растений? Какова роль механической ткани в стебле и корне?
Ответ. Механическая ткань обеспечивает прочность растений. Она образует подобие цилиндра и придает прочность на изгиб стеблям и корням растений.
Учитель дополняет ответ.
VII группа
Чем образован скелет позвоночных животных?
Ответ. Скелет образован костями. Костная ткань состоит из органических и неорганических веществ и обладает высокой прочностью.
Учитель дополняет ответ, обращает внимание учащихся на подвижные соединения костей, роль связок. Связки образованы соединительной тканью – это особые образования, связывающие кости в суставах. Сухожилия прикрепляют мышцы к костям. Учитель обращает внимание учащихся на схему в учебнике, на которой приведены подвижные и неподвижные соединения.
IV. Закрепление материала
1. Скелет выполняет … и … функции. (Опорную и защитную.)
2. Различают … и … скелеты. (Наружный и внутренний.)
Это задание можно выполнить с учащимися как письменно, так и устно.
Домашнее задание: с. 92–94 читать, составить вопросы к тексту.
Учитель выставляет оценки учащимся и комментирует их.