Задачи: раскрыть особенности среды обитания, строения, жизнедеятельности кишечнополостных как низших многоклеточных; продолжить формирование умений узнавать кишечнополостных на таблицах, конкретизировать основные понятия темы.
Оборудование: таблицы с изображением строения пресноводной гидры, различных видов кишечнополостных, транспаранты о внешнем и внутреннем строении гидры; оборудование для лабораторной работы.
Методические рекомендации
I. Проверка знаний об особенностях организации одноклеточных, многообразии видов, роли в природных сообществах и практическом значении. (Уплотненный опрос по вопросам из рубрики «Проверьте себя» и заданий из рубрики «Выберите правильный ответ».)
II. Изучение нового материала
1. Общие сведения о кишечнополостных: многообразие видов, среда обитания, двухслойность, лучевая симметрия, деление на классы – гидроидные, сцифоидные и коралловые полипы. (Рассказ с элементами беседы, демонстрация таблицы.)
2. Особенности организации гидроидных на примере пресноводной гидры. Среда обитания, форма тела, его основные части, особенности передвижения. (Рассказ учителя с элементами беседы, демонстрация транспаранта или таблицы.)
3. Общий план строения гидры как кишечнополостного животного: два слоя клеток (эктодерма и энтодерма), базальная мембрана, кишечная полость. (Рассказ учителя, демонстрация таблицы или транспаранта.)
4. Особенности строения эпителиально-мускульных и чувствительных клеток, составляющих основную массу эктодермального слоя гидры, их расположение и функции. (Рассказ учителя, демонстрация таблицы, транспаранта.)
5. Нервные клетки, их расположение в организме, особенности строения. Нервная система, ее особенности: диффузный характер, способность возбуждаться и проводить возбуждение. (Рассказ учителя с элементами беседы, демонстрация таблицы.)
6. Стрекательные клетки, их местоположение, особенности строения, связанные с функциями. (Рассказ учителя с элементами беседы, демонстрация таблицы.)
7. Железистые и промежуточные клетки эктодермы, особенности строения, связанные с функциями. (Рассказ учителя, демонстрация таблицы или транспаранта.)
III. Закрепление знаний об особенностях строения гидры как представителя класса гидроидных. (Лабораторная работа «Внешнее строение пресноводной гидры. Раздражимость, движение гидры».)
IV. Задание на дом: изучить раздел I до слов «...гидры-хищники...», подготовить ответы на вопросы 1–5 из рубрики «Проверьте свои знания», оформить лабораторную работу.