Цель урока: ознакомить учащихся со строением, функциями зрительного анализатора, видами ощущений с точки зрения биологии и физики.
Задачи урока:
Показать работу анализатора с точки зрения биологии и законов физики;
Сформировать необходимость бережного отношения к органам зрения;
Формирование целостной картины мира через интеграцию знаний по предметам естественнонаучного цикла.
Оборудование:
таблицы по биологии, изображающие зрительный анализатор;
телевизор,
видеомагнитофон,
кассета по анатомии;
рисунки, подтверждающие иллюзию зрения.
DVD Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. 8-й класс
видео "Квант”, раздел "Сенсорные системы. Зрение”.
ХОД УРОКА
I. Повторение.
Учитель биологии: На прошлом уроке мы выяснили какие системы помогают человеку воспринимать и понимать окружающий мир.
– Назовите эти системы и их значение.
(Предполагаемые ответы: 5 органов чувств: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус.
а) восприятие внешних и внутренних раздражителей;
б) отбор информации;
в) правильное реагирование на большое число происходящих событий.)
Учитель биологии: Почему органы чувств называют анализаторами?
( Д: воспринимаем рецепторами, а обрабатывается информация в головном мозге)
Учитель биологии: Какой анализатор играет важнейшую роль в восприятии окружающего мира? (Д: зрительный анализатор – до 70 – 85% информации)
Учитель биологии: поэтому изучение анализаторов мы начинаем со зрительного анализатора. Тема урока:
СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ ЗРИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗАТОРА
Учитель биологии: – все отрасли современной науки тесно связаны между собой, поэтому школьные предметы не могут быть изолированы друг от друга.
Связи между предметами помогают глубоко и всесторонне усваивать основы наук в школе. Сегодня на уроке мы с вами будем изучать зрительный анализатор с точки зрения биологии и физики.
Глаз состоит из основной и вспомогательной систем. К вспомогательной системе относятся брови – отводят пот от глаз, веки с ресницами – защищают глаз от ветра, пыли, слезные железы смачивают оболочку глаза. К основной – относится оптическая система.
Учитель физики: (таблица по биологии, изображающие зрительный анализатор)
Оптической системой глаза является:
Склера – защитная оболочка глаза, в передней части прозрачная и называется роговицей.
Радужная оболочка – определяет цвет глаз, отверстие в ней – зрачок. Он регулирует световой поток.
Хрусталик – прозрачное тело, свободно пропускающее свет.
Стекловидное тело – прозрачное вещество, которое заполняет весь объем глаза.
Глазное дно – выстлано нервными окончаниями.
Что является основной частью хрусталика. ( Д: Хрусталик)
Что он из себя представляет ( Д: выпуклая линза)
: Какое изображение дает хрусталик (Д: уменьшенное и перевернутое)
Где должен располагаться предмет, чтобы получилось такое изображение
(Д: за двойным фокусом)
Учитель физики: проведем Фронтальная лабораторная работа "Получение изображения предмета, расположенного за двойным фокусом собирающей линзы”.
Учитель физики: Построим изображение предмета, расположенное за 2м фокусом (Учитель чертит на доске, учащиеся оформляют работу в тетрадях по физике).
Учитель физики: Благодаря чему мы воспринимаем изображение в натуральную величину и не перевернутое?
Учитель биологии: Сетчатка глаза – рецепторы в виде палочек и колбочек. Палочки отвечают за восприятие световых изображений, колбочки – цвет.
Рецепторы воспринимают информацию, по проводящим путям нервные импульсы поступают в ЦНС, именно там эта информация обрабатывается.
– В каком отделе головного мозга, и что вы можете сказать по этому поводу?
(Д: затылочная доля, информация от правого глаза идет в левое полушарие, от левого – в правое)
Сейчас мы предлагаем вам заполнить таблицу на основе нового материала, но прежде просмотрите небольшой фрагмент фильма о зрительном анализаторе.
(Учащиеся смотрят фильм "Сенсорные системы. Зрение” , затем в течение 5 мин заполняют таблицу)
Учитель физики: обсуждение таблицы.
Подведение итога:
Мы познакомились со строением и работой зрительного анализатора.
Запишите Д/З биология – & 52, закончить таблицу, физика – стр. 185-188 (материал дополнительного чтения)
Учитель биологии: Зрительный анализатор уникален, что позволяет рассматривать изображение со многих точек зрения. В результате этого иногда возникает иллюзия зрения (работа с иллюстративными картинками.
Учитель физики: Часто человек использует то, что было создано природой
– Какие оптические приборы вы знаете?
(Д: микроскоп, лупа, телескоп, очки, фотоаппарат…)
– Какой оптический прибор создан по принципу строения и работы глаза?
(Д: фотоаппарат)
- Что общего между глазом и фотоаппаратом?
(Д: выпуклая линза, изображение перевернутое и уменьшенное)
Учитель физики: В старых фотоаппаратах были еще створки, имитирующие зрачок глаза, с их помощью регулировался поток света на пленку. Сейчас это делается автоматически.
Учитель биологии: нагрузка на органы зрения очень велика, т.к. до 85% информации мы получаем с помощью этого анализатора. Значит, надо беречь этот орган. ( фильм)
Разговор о заболеваниях и их профилактике мы рассмотрим на следующем уроке.