Цель занятия
Сформировать у учащихся представления о возрастных особенностях развития человека.
Средства обучения: иллюстрации и слайды различных возрастных периодов – младенчества, детства, отрочества, юности, зрелости, старости.
Вопросы для обсуждения
1. Из чего состоит организм человека?
2. Как работает наш организм?
3. Как регулируется работа всех систем органов в организме?
4. Какие изменения происходят в организме в процессе его развития?
5. Чем характеризуются дошкольный возраст, отрочество, юность?
6. На примере известных вам литературных героев попытайтесь дать характеристики различных возрастных периодов человека.
7. Всегда ли поведение людей соответствует возрасту?
8. О чем свидетельствует отставание организма в росте и развитии?
Вопросы для повторения
1. Какие главные навыки приобретает человек в младенческом возрасте?
2. Чем обусловлены возрастные изменения в организме человека?
Общие положения
Человек, как и другие живые организмы, в своем развитии проходит ряд возрастных периодов. Каждый возрастной период имеет свои физиологические и поведенческие особенности. Их характеристика. Причины возрастных изменений в организме. Трудности подросткового периода.
Рекомендации
Занятие в форме беседы с использованием иллюстративного материала, художественной литературы, характеризующих возрастные особенности человека в различные периоды его жизни (отрывки из произведений С.Маршака, М.Горького, Л.Н. Толстого и др.). Анализируя литературный отрывок, учитель раскрывает причины поведенческих особенностей человека в различные возрастные периоды. Особое внимание необходимо уделить подростковому периоду, возможным трудностям этого периода, поведенческим особенностям подростков. По ходу изложения материала можно предложить учащимся заполнить таблицу.
Таблица 6. Возрастные особенности человека
Периоды развития организма человека |
Возраст |
Характерные особенности |
1. Новорожденные |
от рождения до 10 дней жизни |
|
2. Младенчество |
от 10 дней жизни до 1 года |
|
3. Детство |