Цели занятия:
Напомнить учащимся об основных системах органов у человека и их функциях. Более подробно познакомить их со строением репродуктивной системы и с функциями нервной и гормональной систем.
Средства обучения: сравнительные таблицы систем органов животных и человека; альбомы анатомические (органы и системы органов); муляжи органов различных систем; слайды с изображениями систем органов человека.
Вопросы для обсуждения
1. Какие основные системы органов вам известны? («Природа и человек», 5-й класс, «Биология», 6–7-е классы.)
2. Какую функцию они выполняют в организме? («Природа и человек», 5-й класс, «Биология» – 6–7-е классы.)
3. Все ли системы органов имеют сходное строение у мужского и женского организмов?
4. Почему нервную систему считают «главной», в чем особенности ее функций? («Биология», 7-й класс.)
5. Какая система органов принимает участие в регуляции работы других систем?
Общие положения
Наличие сходных систем органов у животных и человека. Основные этапы работы определенных систем органов (рассматривается в ознакомительном плане). Отличительные особенности мужского и женского организма. Нервная и гормональная (эндокринная) системы, их функциональные особенности (рассматриваются в ознакомительном плане). Правила личной гигиены, их соблюдение – залог здоровья различных систем органов и организма в целом.
Рекомендации
Занятие проводится в форме беседы. Объяснение материала опирается на знания из предшествующих курсов («Природоведение», «Окружающий мир» и др.), используются различные наглядные средства.
Подчеркнув сходство систем органов мужского и женского организма, перейти к особенностям строения репродуктивной системы.
При изучении отдельных систем органов рассматриваются вопросы личной гигиены. По ходу изучения материала с помощью учителя заполняется таблица.
Таблица 3. Строение систем органов и их функции
Название системы |
Какие органы входят в систему |
Какую функцию выполняет система |
1. Кровеносная |
Вывод
Почти все системы органов мужского и женского организмов сходны по строению и своим функциям, а органы репродуктивной системы – различны.