Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации средствами критического мышления.
Тип урока: комбинированный. (изучение нового учебного материала и первичное закрепление).
Цели по содержанию:
Образовательная:
продолжить изучение дыхательной системы, её строение и функций, связанных с обменом веществ;
показать влияние среды (состав вдыхаемого воздуха) на функционирование органов дыхания, взаимосвязь дыхательной и кровеносной системы.
Развивающая:
продолжить формирование умений устанавливать причинно – следственные связи, используя приём критического мышления "Чтение с остановками”.
Воспитательная:
создать условия для увлечённого учения.
Методы обучения: частично – поисковый, репродуктивный.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Средства обучения:
Сонин Н.И. Биология. 8кл. Человек. Учебн. Для общеобраз. Учеб, завед.- М.; Дрофа, 2001.
Таблица рельефная "Органы дыхания”.
Оборудование для выполнения лабораторной работы.
Рабочая тетрадь к учебнику "Человек” 8кл. Н.И.Сонин. М. Дрофа.2001.
Ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Организационный момент. |
Приветствует учащихся, создаёт доброжелательную рабочую атмосферу в классе, проверяет готовность рабочего места учащихся. |
Приветствуют учителя, проверяют готовность своего рабочего места, настраиваются на работу. |
Проверка знаний. |
1. Заслушивает ответы учащихся на вопросы рубрики, "Какие утверждения верны?”, "Подумайте”. 2. Проверяет мини – сочинение, заданное на дом. 3. Какой основной орган дыхательной системы? |
Отвечают на вопросы.
Слушают ответы, дополняют свои записи сделанные дома. Отвечают на вопрос учителя. |
Актуализация, целеполагание, мотивация. (Вызов) |
1. Обращает внимание учащихся на тему урока и предлагает вспомнить строение лёгких. 2. Исходя из темы урока "Что мы сегодня с вами узнаем на уроке?” |
Рассказывают строение лёгких.
Формулируют свои предположения о том, что же они сегодня на уроке могут узнать по данной теме. |
Изучение нового материала и его закрепление. (Осмысление) |
1. Организует, самостоятельную работу с текстом используя приём " чтение с остановками” с.142. 2. Что, же произошло с воздухом в лёгких?
3. Корректирует ответы учащихся и задаёт следующий вопрос "Как осуществляется газообмен в тканях?”.
4. Организует выполнение лабораторной работы (Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха). 5. Приглашает желающего сделать сообщение по теме "Требования к воздуху, которым дышит человек”. |
Читают информацию "Газообмен в лёгких и тканях” (с.142, обз.1) Делятся своими впечатлениями. Делают умозаключения. Выполняют лабораторную работу. Оформляют её в тетради.
Слушают сообщение. |
Подведение итогов урока. (Рефлексия) |
Предлагает проанализировать материал урока, записи в тетради и сделать вывод: что нового мы узнали о том, как осуществляется газообмен в лёгких и тканях? |
Анализируют, делают выводы. |
Домашнее задание. |
Прочитать содержание учебника Сонин Н.И. с. 142. Составить план рассказа "Газообмен в лёгких”, " Газообмен в тканях”. Провести наблюдения "Число дыхательных движений в минуту при различных условиях: сидя, лёжа, после бега. |
Записывают информацию о домашнем задании, заслушивают комментарии учителя. |