Цель урока: изучить виды растительных тканей, определить их функции и связанные с ними особенности строения.
Задачи:
Образовательные:
- сформировать знания об основных видах растительных тканей;
- выявить зависимость строения тканей от выполняемых ими функций;
Развивающие:
- продолжить формирование:
учебно-логических умений и навыков: диалектически анализировать учебный материал; сравнивать объекты, факты, явления; классифицировать материал; устанавливать причинно-следственные связи, аналогии; пользоваться исследовательскими умениями (постановка задач, выработка гипотезы, выбор методов решения, доказательство, проверка); классифицировать и систематизировать информацию, формулировать предположения и искать их подтверждение, формулирование выводов;
учебно-информационных умений и навыков: работа с разными источниками информации;
учебно-коммуникативные умения и навыки: вести познавательную деятельность в коллективе, сотрудничать при решении учебных задач (умение объяснять, оказывать помощь, принимать помощь товарища).
учебно-практических умений и навыков: умение работать с лабораторными оборудованием (микроскопами, микропрепаратами)
Воспитательные: -создать условия для формирования диалектико-материалистического мировоззрения на основе усвоения начальных знаний об уровнях организации живой природы, клеточной теории;
- создать условия для формирования экологического мировоззрения через понимание хрупкости природы.
Образовательные технологии: технология обучения как учебного исследования, личностно-ориентированное обучение.
Тип урока: урок-изучение нового материала.
Структура урока:
1. Организация начала занятия.
2. Проверка знаний.
3. Актуализация знаний.
Подготовка к основному этапу занятия- формулирование задач.
4. Изучение нового материала, прерываемое физкультминуткой.
5. Закрепление знаний, полученных на уроке.
6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Методы, использованные на уроке:
Методы организации и осуществления учебных действий и операций: рассказ, беседа, иллюстрация, показ видеофрагмента, индуктивный метод.
Метод контроля: метод устного контроля.
Приёмы деятельности учащихся и учителя: репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, исследовательский.
Формы работы: фронтальная.
Метапредметные связи:
- технология – работа с фрагментами различных тканей, выявление их особенностей;
- экология - формирование понимания связи особенностей строения организма с условиями его среды обитания;
- органическая химия – органическое питание растений как совокупность химических реакций;
- физика – проведение питательных веществ сосудистыми элементами по законам физики;
- русский язык – контроль правописания биологических терминов.
Оборудование:
- мультимедийная система;
- опорный конспект для учащихся, вырезанные изображения различных видов растительных тканей для вклеивания учащимися в опорный конспект, клей-стикер на каждую парту;
- лабораторное оборудование: световые микроскопы (для учащихся), USB-микроскоп (для учителя, можно не использовать при условии размещения в презентации к уроку увеличенного изображения льняной ткани), чашки Петри, микропрепараты растительных тканей, кусочки шерстяной, льняной, синтетической ткани;
- предметы для игры в магазин (небольшая деревянная доска, прозрачные резиновые трубочки, окрашенная в зеленый цвет вата, пазлы, небольшой кусок целлофановой плёнки).
Ход урока
I. Проверка знаний.
1.Демонстрация видеофрагмента «Движение цитоплазмы»
Какой процесс вы наблюдали на экране? Каково значение этого процесса?
2.Работа с моделью «Деление клетки». Какой процесс демонстрирует эта модель? В чем биологический смысл этого процесса?
Актуализация знаний.
Работа с фрагментами различных видов текстильных тканей. Определение их отличительных признаков. Что такое ткань?
Рассматривание льняной ткани под микроскопом – подтверждение правильности данного определения.
Рассматривание под микроскопом микропрепарата «Кожица лука». Сопоставление текстильной и растительной ткани. Сравнение их. Определение термина «растительная ткань».
Ткань – соединенные межклеточным веществом клетки, сходные по строению и выполняемой функции.
Сегодня мы с вами познакомимся с видами растительных тканей, узнаем их назначение и особенности строения.
II. Изучение нового материала.
1. Знакомство со Спирогирой Водорослевной (рис. 7). Особенности внутреннего строения спирогиры в связи с её средой обитания. Определение характеристик одно и наземно-воздушной среды обитания. Постановка проблемы: какие особенности строения необходимо приобрести водоросли для выхода на сушу?
- защита
- опора
- проведение веществ
- органическое питание
- запасание веществ
- рост
По ходу обсуждения заполняется таблица «Виды тканей», в которую заносится название ткани, вклеивается рисунок, записываются функции ткани, определяются свойства клеток.
В зависимости от усталости учащихся, изучение материала прерывается физкультминуткой.
Название ткани |
Рисунок |
Функции |
Особенности строения (характеристика клеток) |
Покровная
|
|
защита |
живые, мертвые, плотно сомкнутые, рыхло расположенные, с толстыми оболочками, с тонкими оболочками, мелкие, удлиненные, имеют вид трубок |
Механическая |
|
Придание прочности |
живые, мертвые, плотно сомкнутые, рыхло расположенные, с толстыми оболочками, с тонкими оболочками, мелкие, удлиненные, имеют вид трубок |
Проводящая |
|
Проведение растворов веществ
|
живые, мертвые, плотно сомкнутые, рыхло расположенные, с толстыми оболочками, с тонкими оболочками, мелкие, удлиненные, имеют вид трубок |
Основная |
|
Синтез и запасание веществ |
живые, мертвые, плотно сомкнутые, рыхло расположенные, с толстыми оболочками, с тонкими оболочками, мелкие, удлиненные, имеют вид трубок |
Образовательная |
|
Образование новых клеток для формирования тканей. |
живые, мертвые, плотно сомкнутые, рыхло расположенные, с толстыми оболочками, с тонкими оболочками, мелкие, удлиненные, имеют вид трубок |
Подведение итога: какие ткани и для чего необходимы водоросли при выходе на сушу? Покровная – защита, механическая – прочность, проводящая – проведение (физика), основная – синтез и запасание веществ (химия), образовательная – образование клеток для формирования тканей.
Вывод: растению необходимы разные ткани, осуществляющие разнообразные функции, обеспечивающие жизнедеятельность растения.
III. Повторение и закрепление изученного материала.
Предлагается 2 варианта в зависимости от уровня подготовки детей.
1 вариант: игра в магазин. Спирогира Водорослевна посещает магазин с целью приобрести растительные ткани. Из предложенных «товаров», учащиеся должны выбрать те, свойства или внешний вид которых соответствует функциям растительных тканей: небольшая деревянная доска – механическая ткань; прозрачные резиновые трубочки – проводящая ткань; окрашенная в зеленый цвет вата – основная фотосинтезирующая ткань; пазлы – образовательная ткань; небольшой кусок плёнки – покровная ткань.
2 вариант: работа с микропрепаратом «Поперечный срез ветки липы» – определение местонахождения различных тканей.
Повторение понятия «растительная ткань»: каждый следующий ученик добавляет одно определение к понятию: «Растительные ткани – это совокупность клеток / имеющих одинаковое строение / соединенных межклеточным веществом / выполняющих сходную функцию»
Рефлексия.
Домашнее задание. Изучить соответствующий параграф в учебнике. По желанию придумать продолжение истории Спирогиры Водорослевны.