Вид урока (по организации): комбинированный
Тип урока (по дидактической цели): урок изучение и первичное закрепление новых знаний.
Технология обучения: деятельностного подхода, ИК-технология.
Методы обучения:
А) по степени взаимодействия учителя и ученика (беседа, самостоятельная работа, самоконтроль, тестирование
Б) по характеру познавательной деятельности (частично-поисковый, репродуктивный)
Средства обучения: мультимедийное оборудование, презентация, учебник «Биология» авторов: Т. С. Сухова, В. И. Строгонов; вопросы теста, дидактические карточки «Перепутанная мозаика»
Цели урока:
Образовательные: продолжить знакомство с различными группами живых организмов по способу питания, особенностями питания паразитов; значением в природе и жизни человека.
Развивающие:
- продолжить формирование умений решать проблемно-поисковые задачи; работать с текстом, рисунками; заполнять схему с помощью приема «Перепутанная мозаика»; отвечать на вопросы теста;
- работать в паре, проводить взаимообучение, взаимоопрос, самокоррекцию, самоконтроль;
- закреплять рефлексивные навыки.
Воспитательные: воспитывать положительное отношение ко всему живому на Земле, в том числе и паразитам, как животным, регулирующих численность других организмов; развивать гигиенические навыки.
Задачи урока:
Определить группы паразитов и виды.
Выявить черты паразитизма у червей-паразитов
Выяснить, какое значение имеют паразиты в природе и жизни человека.
Структура урока.
Организационный момент.
Актуализация знаний.
Постановка учебной задачи.
Построение проекта выхода из затруднения («открытие нового знания»)
Первичное закрепление. Этап применения знаний и способов действий.
Включение нового знания в систему знаний и повторения.
Рефлексия деятельности (итог урока)
Домашнее задание
Ход урока
I. Приветствие учащихся, гостей. Добрые пожелание успеха в работе
II. Проверка домашнего задания (тестовый контроль). Самопроверка по образцу, самокоррекция.
Вопросы теста.
1. К каким животным по способу питания относятся белка, бурундук?
А) растительноядные Б) всеядные В) хищники
2. Какое животное является хищником?
А) хорёк Б) заяц В) кабан
3. Какое из этих животных – всеядное?
А) рысь Б) медведь В) лось
4. Назовите животное, имеющее язык – тёрку
А) зебра Б) лягушка В) улитка прудовик
5. У какого животного есть ногочелюсти?
А) паук Б) муха В) рак
6. Какое животное имеет хоботок для всасывания пищи?
А) бабочка Б) комар В) жук навозник
7. Питательные вещества нужны животным и человеку для…
А) построения…
Б) получения …
Проверка: 1А 2А 3Б 4В 5В 6А 7 тело, энергия
Критерии оценивания: «5» - нет ошибок; «4» - 1-2 ошибки; «3» - 3-4 ошибки
III. Демонстрация слайда презентации, создание проблемной ситуации
Вопросы:
- Что вы видите на картинках? … А где они живут?... Как называют такие организмы по способу питания?...
- Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?...А как связать с темой прошлого урока?...
- Какие группы организмов вы можете назвать? (знакомились с паразитами в начальной школе) …
- Какова цель урока?...
- Какие задачи нужно решить? …
IV, V. Задание 1. Используя рисунок 54 §20, запиши в схему названия групп паразитов
Задание 2. Работа в парах по заданию своего варианта, обмен информацией, записывают ответы своего и другого варианта.
1 вариант. Рассмотри рисунок 54, запиши названия паразитов
2 вариант. Рассмотри рисунок 55, запиши название органов прикрепления червей- паразитов.
Органы прикрепления червей-паразитов:
а) …
б) …
Первичное закрепление, используя эталон (слайд с ответами)
Задание 3. Рассмотри рисунки в презентации, запиши названия паразитов в схему (3, 4)
Задание 4. Прочитайте строки произведения Д. Свифта
«Под микроскопом он открыл, что на блохе
Живет блоху кусающая мошка:
На блошке той – блошинка-крошка.
В блошинку же вонзает зуб сердито
Блошиночка…» и ответьте на вопросы: «О чем хотел нам сказать автор? Какое значение имеют паразиты в природе?...
Сформулируйте ответ, запишите
Живя внутри тела или на теле другого организма, паразиты ослабляют организм хозяина, что нередко приводит его к гибели.
Задание 5. Ответьте на вопрос: «А что будет, если не будет паразитов на Земле?»…
Прочитай, найди ответ.
Не будь паразитов, многие насекомые размножались бы в количестве, опасном для существования растений. Есть паразитические грибы, которые поражают насекомых и их личинки.
Задание 6. Просмотри анимационные картинки и ответь на вопрос: «Что показывают эти картинки?»…
- Как человек может заразиться червями.
- А как можно предотвратить заражение червями?
Соблюдать правила личной гигиены, не пить сырую воду, прожаривать хорошо мясо, рыбу, мыть овощи и фрукты и т. д.
VI. Проверьте себя, выполнив задание «Перепутанная мозаика», сравни с выполненным заданием на слайде презентации
VII.Рефлексия
- какие задачи ставили на уроке?
- удалось ли решить задачи? Каким способом?
v На все вопросы, возникшие в ходе урока, я получил ответы
v На уроке я работал хорошо и цели достиг
(показ карточек красного, желтого и синего цвета – рефлексия в цвете)
VIII. Домашнее задание §..., ...