Цель. организовать деятельность учащихся в новых условиях.
Задачи.
1. Формирование представления о химическом составе клетки.
2. Развивать самостоятельность учащихся, их творческие и интеллектуальные способности, работать в группе, умение обобщать, систематизировать изученный материал, делать выводы, работать с источниками информации.
3. Воспитывать трудолюбие, доводить начатое дело до конца, чувство ответственности за себя и товарищей.
Предметные результаты:
-сформировать понятие о химическом составе клетки.
- различать понятия химический элемент и вещество, неорганические и органические вещества, их значение для жизнедеятельности клетки.
- распределение веществ и отдельных элементов в природе, их значение для человека.
-научиться определять химический состав клетки, работать с лабораторным оборудованием.
Метапредметные результаты:
-способность организовывать и регулировать свою деятельность, анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, формулировать и обосновывать выводы. - способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, реферат); - готовность к коллективной работе. -умение изучать и систематизировать информацию из различных источников,
Личностные результаты:
-изучение биологии.
-способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном мире;
-проявлять уважение к окружающим людям.
-развитие логического мышления и компетентности в решении поставленных задач. -осознавать необходимость соблюдения правил техники безопасности при выполнении экспериментальных работ. -проявлять самостоятельность в различных видах деятельности. -уметь отстаивать свою точку зрения.
Оборудование: Оборудование: компьютерное, микроскоп, предметное стекло и скотч , ножницы, кусочек марли-2, сухие и набухшие семена, мука, стакан, пипетка, спиртовой раствор йода, лист бумаги, пинцет, скальпель, иголка, чайная ложка.
Этапы урока.
Этап: Подготовительный.
а). Выбор темы проекта. Фронтальная беседа( Вводная презентация).
б)Составление плана изучения темы:
1.Элементы живой и неживой природы.
2.Вода и минеральные соли, их роль в клетке.
3.Биологическая роль органических веществ в клетке. 4.Лабораторная работа Химический состав клетки.
5.Подведение итогов урока. (сообщение учащихся)
6. Рефлексия.
в) Распределение учащихся на 3 группы (Каждая группа получает проектное задание).
Проектное задание для 1 группы: Ответьте с помощью учебника стр.33-34 на вопросы?
-Сколько химических элементов входит в состав клетки?
-С помощью диаграммы на стр.36-37 выясните, какие химические элементы входят в состав неживой природы, и чем они отличаются от состава клетки.
-Какие химические элементы наиболее распространены в живых организмах.
-Выполните лабораторную работу. Оформите отчет о проделанной работе в виде таблицы и сообщения.
Проектное задание для 2 группы: С помощью учебника и справочника ответьте на вопросы:
-Какая наука изучает вещества? Какие вы знаете вещества?
-Какое вещество самое распространенное на земле?
-Почему без воды нет жизни?
-Какие минеральные вещества входят в состав клетки. Каково их значение?
-Выполните лабораторную работу. Оформите отчет о проделанной работе в виде таблицы и сообщения.
Проектное задание для 3 группы: С помощью учебника и справочника ответьте на вопросы:
-Какова роль белков для живых организмов?
-Какую роль в организме играют углеводы?
-Каковы функции жиров в организме?
-Какие вещества ответственны за хранение и передачу наследственных признаков?
-Выполните лабораторную работу .Оформите отчет о проделанной работе в виде таблицы и сообщения.
Лабораторная работа Изучение химического состава семян
Цель: Изучить химический состав семян на примере семян пшеницы, овса, арахиса, сои, гороха, кукурузы,фасоли, подсолнечника.
Оборудование: компьютерное, микроскоп, предметное стекло и скотч, ножницы, кусочек марли-2, сухие и набухшие семена, мука, стакан, пипетка, спиртовой раствор йода, лист бумаги, скальпель, иголка, чайная ложка.
В ходе выполнения работы заполните
Инструктивная карточка группы №1 По выполнению лабораторной работы №1 Химический состав клетки.
1.Без указания учителя не приступайте к работе!
2.Внимательно прослушайте, как выполнять лабораторную работу, как пользоваться оборудованием.
3.Сухие семена пшеницы положите на дно пробирку и поставьте ее в пробирконагреватель. В течение 3 минут семена будут нагреваться.
4.Что появляется на стенках пробирки? Почему появился неприятный запах? Сделайте вывод, какие вещества входят в состав семян пшеницы?
5.Заверните в кусочек марли немного муки. Опустите его в стакан с водой, хорошо отожмите несколько раз. Что наблюдаете?
6.Капните 1 каплю раствора йода в полученный раствор. Что наблюдаете?
7.Разверните кусочек марли и попробуйте на ощупь клейкое вещество. Это растительный белок.
8.На листе бумаги разотрите с помощью чайной ложки семена арахиса и пшеницы. Что наблюдаете?
9.Возьмите предметное стекло и протрите его марлей. С помощью пипетки капните по центу каплю воды.
Разрежьте набухшее семя кукурузы пополам с помощью скальпеля. Со среза иголочкой возьмите немного мякоти и внесите в каплю воды на предметном стекле, и закройте скотчем.
Рассмотрите приготовленный препарат под микроскопом сначала при малом увеличении, а затем при большом.
Сделайте рисунок одного крахмального зерна. Сделайте фотографию с помощью компьютера.
10.Оформите отчет о проделанной работе в виде таблицы и сделайте сообщение.
Инструктивная карточка группы №2 По выполнению лабораторной работы №1 Химический состав клетки.
1.Без указания учителя не приступайте к работе!
2.Внимательно прослушайте, как выполнять лабораторную работу, как пользоваться оборудованием.
3.Сухие семена овса положите на дно пробирки, и поставьте ее в пробирконагреватель. В течение 3 минут семена будут нагреваться.
4.Что появляется на стенках пробирки? Почему появился неприятный запах? Сделайте вывод, какие вещества входят в состав семян овса?
5.Заверните в кусочек марли немного муки. Опустите его в стакан с водой, хорошо отожмите несколько раз. Что наблюдаете?
6.Капните 1 каплю раствора йода в полученный раствор. Что наблюдаете?
7.Разверните кусочек марли и попробуйте на ощупь клейкое вещество. Это растительный белок.
8.На листе бумаги разотрите с ложки семена сои и овса. Что наблюдаете?
9. Возьмите предметное стекло и протрите его марлей. С помощью пипетки капните по центу каплю воды.
Разрежьте набухшее семя фасоли пополам с помощью скальпеля. Со среза иголочкой возьмите немного мякоти. Внесите в каплю воды на предметном стекле. Сверху накройте кусочком скотча.
Рассмотрите приготовленный препарат под микроскопом сначала при малом увеличении, а затем при большом.
Сделайте рисунок одного крахмального зерна. Сделайте фотографию с помощью компьютера.
10.Оформите отчет о проделанной работе в виде таблицы и сделайте сообщение.
Инструктивная карточка группы №3 По выполнению лабораторной работы №1 Химический состав клетки.
1.Без указания учителя не приступайте к работе!
2.Внимательно прослушайте, как выполнять лабораторную работу, как пользоваться оборудованием.
3.Сухие семена гороха положите на дно пробирку и поставьте ее в пробирконагреватель. В течение 3 минут семена будут нагреваться.
4.Что появляется на стенках пробирки? Почему появился неприятный запах? Сделайте вывод, какие вещества входят в состав семян овса?
5.Заверните в кусочек марли немного кукурузной муки. Опустите его в стакан с водой, хорошо отожмите несколько раз. Что наблюдаете?
6.Капните 1 каплю раствора йода в полученный раствор. Что наблюдаете?
7.Разверните кусочек марли и попробуйте на ощупь клейкое вещество. Это растительный белок.
8.На листе бумаги разотрите с ложки семена подсолнечника и гороха. Что наблюдаете?
9. Возьмите предметное стекло и протрите его марлей. С помощью пипетки капните по центу каплю воды.
Разрежьте набухшее семя гороха пополам помощью скальпеля.
Со среза иголочкой возьмите немного мякоти и внесите в каплю воды на предметном стекле, и накройте скотчем.
Рассмотрите приготовленный препарат под микроскопом сначала при малом увеличении, а затем при большом.
Сделайте рисунок одного крахмального зерна. Сделайте фотографию с помощью компьютера.
10.Оформите отчет о проделанной работе в виде таблицы и сделайте сообщение.