Цели урока:
обобщить и расширить знания учащихся о витаминах, о нарушениях при недостатке их употребления в пищу, сформировать понятия о необходимости правильного питания.
Оборудование:
круг с разноцветными секторами, вопросы на отдельных карточках, разноцветные картонные жетоны, канцелярские скрепки.
Ход урока-игры
У каждого участника, т.е. у каждого ученика класса, есть цветной картонный жетон и канцелярская скрепка. Жетон надо прикрепить к выбранному участником сектору и взять вопрос из этого сектора. Правильный ответ на вопрос дает учащемуся такое количество баллов, какое гарантирует сектор. Задача игроков в течение урока набрать большее количество баллов. Если игрок не ответил на вопрос, или ответил не полностью, другой может его дополнить и заработать дополнительное очко. Учет очков каждого игрока ведет счетная комиссия, составленная или из учащихся, если класс довольно большой, или из приглашенных: родителей, старшеклассников, учителей и т. д. Игра идёт по раундам, за каждый раунд все участники должны взять по одному вопросу, затем второй раунд, учащийся может поменять сектор круга, третий и так пока вопросы не закончатся, поэтому целесообразно рассчитать количество вопросов на три- четыре раунда, сообразуясь с количеством участников. По окончании игры подводятся итоги, учащимся, набравшим большое количество очков, выставляются соответственно хорошие и отличные оценки.
Вопросы по секторам
Желтый сектор – вопросы на три очка.
В каких продуктах больше всего содержится витамина С?
В каких продуктах содержится витамин А?
В каких продуктах содержаться витамины группы В?
В каких продуктах можно найти витамин Д?
Как сохранить витамин С в овощных блюдах?
Почему овощные и фруктовые салаты, готовят непосредственно перед подачей на стол?
Как называется заболевание, возникающее при продолжительной нехватке витамина в питании?
Как называется заболевание, вызванное отсутствием витамина в пище?
Как называется состояние организма при переизбытке витамина?
Полезен ли человеку переизбыток витамина?
Что такое поливитамины и где их можно приобрести?
И морковь, и печень содержат один и тот же витамин – какой?
Чем полезны помидоры, красный перец, зелень?
Почему раньше детей обязательно поили рыбьим жиром?
Синий сектор – вопросы на четыре очка.
Фрегат "Решительный” был в плавании 8 месяцев, на судне закончились запасы овощей и фруктов. Корабельный врач, осматривая больных матросов, ставил диагноз – цинга. По каким признакам он определял эту болезнь?
Один капризный ребёнок категорически отказывался есть следующие продукты: морковь, помидоры, рыбу, яйца и масло. Через некоторое время врач поставил ему диагноз – куриная слепота. Что именно он имел в виду?
Путешественник, посетивший Центральную Африку, записал в дневнике, что видел много детей с признаками рахита. Какие именно нарушения он видел у этих детей?
Почему у жителей Центральной Америки и Центральной Африки часто можно наблюдать рахитичных детей, ведь солнечного освещения им вполне хватает?
Почему больному, страдающему одной из форм малокровия прописали приём витамина В 12?
Что такое болезнь "бери-бери”? От чего она возникает?
Врач порекомендовал человеку больше находиться на солнечном свету, с чем связаны такие рекомендации?
Для чего с давних пор люди употребляли в лечении плоды шиповника, "сосновое пиво” –- настой хвои и молодых побегов сосны?
Какой русский ученый впервые доказал необходимость для организма веществ, которые впоследствии назвали витаминами?
В 1890 году голландский врач Эйкман на острове Ява наблюдал страшную болезнь: у больных немели руки и ноги, словно их сковывали оковами, затем наступал паралич. Экспериментально Эйкман открыл, что излечить эту болезнь можно, употребляя в пищу рисовые отруби. Что это за болезнь, и, причём тут отруби?
В весенние месяцы проявляется повышенная утомляемость, вялость, раздражительность, на коже могут появиться неожиданные синяки, кровоточат десны. Отчего это бывает? Как с этим бороться?
Почему правильно отпускать овощи при варке сразу в крутой кипяток, а не нагревать постепенно?
Почему морковь, красный перец и томаты, перед тем, как заправить ими суп, рекомендуют слегка обжарить в растительном масле?
В 1596 году экспедиция Жана Картье высадилась у берегов Канады, на корабле была цинга, но в канадских лесах не нашлось лимонов или других фруктов, тем не менее, местные индейцы быстро вылечили путешественников. Каким образом они могли это сделать?
Зеленый сектор - 5 очков.
Перечислите основные процессы, которые регулирует витамин С в организме?
Зачем в лекарства от респираторных заболеваний добавляют витамин С? Почему при гриппе рекомендуют употреблять больше продуктов, содержащих витамин С, ведь это не лекарство?
Почему при некоторых заболеваниях кишечника и печени в организме развивается авитаминоз по витамину А?
Какая связь между витамином А и сетчаткой глаза?
Что общего между витамином В 6 и обменом белков в организме? Обмен каких химических элементов регулирует витамин Д?
Как недостаток витамина В1 сказывается на эмоциональном настроении и работоспособности человека?
Почему при рахите искривляются и деформируются кости? С нарушением каких процессов это связано?
Какие авитаминозы могли быть у первобытных людей?
К какому авитаминозу приведет длительная безжировая диета для похудения?
Какие авитаминозы могли быть у древних египтян?
Почему поступление в организм витамина В1 должно быть регулярным?
Какие авитаминозы точно не встречаются у народностей чукчей и эскимосов и почему?
Почему русские моряки в 18 -19 веке гораздо реже страдали от цинги, чем моряки других стран?
В древних восточных сказках заболевших принцесс часто рекомендовали лечить сырой печенью животных, а какой в этом смысл?