Задачи урока:
Обобщить, систематизировать и проверить знания о пищеварительной системе.
Закрепить имеющиеся знания о профилактике желудочно-кишечных заболеваний.
Оборудование:
таблицы "Строение пищеварительной системы”, "Пищеварение в ротовой полости” и др.
муляжи желудка, кишечника, печени и др.
микроскоп, микропрепараты слизистой кишечника.
зубная щетка, муляж ротовой полости.
Тип урока: зачетный.
Подготовка к уроку.
Заранее готовятся и вывешиваются вопросы к зачету для учащихся. Далее вопросы группируются учителем и готовятся карточки.
Карточка №1: Значение пищи и ее состав. Органы пищеварения.
Какие функции выполняют органы пищеварения? Перечислите органы пищеварительного канала и укажите связанные с ними пищеварительные железы.
В чем суть пищеварения и почему оно необходимо? Дайте определение пищеварению.
Перечислите продукты питания и питательные вещества. Почему в нашем рационе должны присутствовать продукты питания как растительного, так и животного происхождения?
Перечислите продукты, богатые белками, жирами и углеводами, минеральными солями и витаминами. Каково значение этих веществ в рационе человека?
Карточка №2: Пищеварение в ротовой полости.
Как подразделяются зубы по строению и функции? Почему происходит смена зубов? Каково строение зуба?
Что такое кариес? Каковы причины возникновения кариеса? Расскажите о правилах ухода за зубами.
Какие железы находятся в ротовой полости, и каковы их функции? Назовите функции слюны и ее состав.
При каком условии осуществляется глотательное движение, какова роль надгортанного хряща?
Какова роль языка в процессе пищеварения?
Карточка №3.Пищеварение в желудке и кишечнике.
Как устроен желудок? Из каких слоев состоит стенка желудка, и какую функцию они выполняют?
Какой состав имеет желудочный сок? Какие вещества расщепляют ферменты в желудке, и до какого уровня? Каково значение соляной кислоты?
Какое строение и функции имеет тонкий кишечник? Какие вещества подвергаются расщеплению ферментами поджелудочного сока и кишечного?
В чем заключается роль печени? Куда впадает желчный проток и каково значение желчи?
В чем заключается значение толстой кишки? Какое значение имеет клетчатка в перистальтике кишечника?
Карточка №4.Регуляция пищеварения.
Какие системы регулируют пищеварение? Почему оно осуществляется в разных отделах пищеварительного тракта согласованно?
Приведите примеры рефлекторной и гуморальной регуляций органов пищеварения.
Как объяснить физиологию пищеварения с позиций учения ПАВЛОВА И.П.?
Разберите по схеме (рис. 68, Драгомилов А. Г., Маш Р. Д.) дуги а) пищевого безусловного рефлекса; б) условного слюноотделительного рефлекса; в)безусловного ориентировочного рефлекса на свет лампочки; г)уже выработанного условно-рефлекторного слюноотделительного рефлекса; д.) угасания условного рефлекса при неподкреплении этого рефлекса пищей; е) безусловного торможения.
Карточка №5.Заболевания органов пищеварения.
Перечислите современные методы исследования пищеварительного тракта и охарактеризуйте их.
Назовите признаки отравления. Что следует предпринимать при их появлении?
Назовите причины и методы профилактики глистных и инфекционных заболеваний.
Как предупредить нарушение обмена веществ (дистрофия, ожирение, истощение)? Назовите правила правильного питания.
Как влияет алкоголизм на работу пищеварительной системы?
Карточка №6. Тест (выполняется по вариантам).
Тест рассчитан на 5-7 минут. Поэтому количество вопросов в тесте не должно быть большим. Это также позволяет учителю проверить выполнение задания прямо на уроке.
Б. Предварительно, за один урок до зачета, назначаются консультанты. Консультант выбирает карточку, с которой он будет работать на зачете и получает инструкцию.
Инструкция к зачету (для консультантов).
Начинать работу с группой можно только по сигналу учителя.
На опрос одной группы отводится 5-7 минут.
Каждый член группы должен дать полный ответ не менее чем на один вопрос карточки. Консультант вправе задавать дополнительные вопросы или уточняющие. Члены группы могут вносить дополнения в ответы друг друга.
Все вопросы в карточке должны быть разобраны. Если ученики группы не могут дать ответ на вопрос, консультант поясняет группе материал.
По сигналу учителя консультант заканчивает работу с группой и выставляет оценки каждому ученику в ведомости.
Далее осуществляется переход в другую группу в соответствии с вашей схемой.
К зачету нужно подготовить ведомости, в которые консультанты будут выставлять оценки. На одну группу готовится одна ведомость.
|
|
|
оценки |
|
|
|
|
Ф.И. |
К №1 |
К №2 |
К №3 |
К №4 |
К №5 |
Тест |
Итоговая |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ход урока
1 этап. Класс делится на 6 групп (по количеству карточек). Удобнее всего объединить в группу соседние парты (1и2, 3и4, и т. д.). Количество человек в группе не должно превышать 3-4.
2 этап. По сигналу учителя к каждой группе подходит консультант и начинает опрос. Одна группа выполняет тестовое задание под контролем учителя. По истечении времени консультанты завершают опрос и выставляют оценки каждому ученику в группе в ведомости. Далее консультанты переходят в другую группу. Таким образом, каждый консультант проходит все 6 групп и каждому ученику в классе выставляет оценки.
3 этап. Собираются ведомости и подводятся итоги. Итоговая оценка (средний балл) выставляется в журнал.
Тест.
1 вариант. Выберите правильный вариант.
1)Белки перевариваются…
в ротовой полости;
только в желудке;
в желудке и 12перстной кишке;
только в 12перстной кишке.
2)Какие вещества расщепляются ферментом птиалином?
белки;
жиры;
углеводы.
3)В каком отделе пищеварительного тракта всасывается основная масса воды?
желудок;
тонкий кишечник;
толстый кишечник;
прямая кишка.
4)В какой среде наиболее активен фермент липаза?
в нейтральной;
в кислой;
в щелочной.
5) Какие органические вещества синтезируются в эпителии кишечника и всасываются в лимфатическую систему?
глюкоза;
аминокислоты;
жиры.
6)Где вырабатывается желчь?
в тонком кишечнике;
в поджелудочной железе;
в желудке;
в печени.
2 вариант. Дополните утверждения.
Хлеб, молоко, овощи, фрукты относятся к …, а белки, жиры, углеводы - к …
Пищевые белки, жиры, углеводы не могут быть сразу усвоенными организмом из-за … реакции.
Крахмал ферментами слюны разлагается до … Белок ферментами желудочного сока (пепсином) и поджелудочной железы разлагается до…
Коронка зуба покрыта …, под ней расположен …, а внутри зуба находится …
Печень в 12перстную кишку выделяет …, ее избыток запасается в …
В плохо переваренном и прожаренном мясе могут оказаться живыми …, если мясо не проходило досмотр ветеринарной службы.