Подготовка к уроку. Учитель готовит предварительные задания: алгоритмы для подготовки дифференцированных домашних заданий по группам.
План урока
Вводный контроль –5 мин.
Актуализация и мотивация знаний –5 мин.
Изучение материала – 65 мин.
- представление своих проектов – модулей, подготовленных самостоятельно – 45 мин (алгоритмы для подготовки самостоятельных работ).
- изучение жизненного цикла малярийного плазмодия с целью обобщения закономерностей, выявленных при представлении своих проектов (самостоятельная работа) – 20 мин.
Работа с обобщающей схемой – 10 мин.
Подведение итогов урока – 4 мин.
Домашнее задание – 1 мин.
Ход урока
Актуализация знаний.
Проблемный вопрос: "Жизнь – есть воспроизводство себе подобных через себе неподобных”. Как это понять?
Что такое жизненный цикл? Жизненный цикл – это повторяющаяся последовательность смены поколений.
Изучение основного материала урока
С целью доказательства вышеуказанного положения свой проект представляют группа, готовившая работу, о жизненном цикле Моховидных.
После представления материала формулируем вывод: в жизненном цикле идет смена поколений. Спорофит – споры – гаметофит – гаметы – зигота – спорофит. Каждому из них присущ свой онтогенез.
Следовательно, вытекает более четкое определение: жизненный цикл – это последовательность всех онтогенезов, характерных для данного вида, которые закономерно сменяют друг друга в ходе размножения.
Перед классом ставится вопрос: еще какая закономерность вытекает из рассмотренного жизненного цикла.
Идет чередование гаплофазы и диплофазы (у Моховидных преобладает гаплофаза – гаметофит).
Также идет соответствующая смена митоза и мейоза: спорофит (диплофаза) - мейоз – споры – митоз – гаметофит (гаплофаза) – митоз – гаметы – зигота – митоз – спорофит (диплофаза).
С целью выяснения других способов чередования ядерных фаз рассматриваются жизненные циклы лягушки (класс Земноводные) и жизненного цикла Хламидомонады, жизненного цикла голосеменных на примере сосны обыкновенной.
В результате обсуждения выясняется, что имеются следующие типы смены ядерных фаз в жизненных циклах разных организмов:
жизненный цикл с промежуточной редукцией ядерных фаз (у большинства растений);
жизненный цикл с гаметической редукцией ядерных фаз (у большинства многоклеточных животных);
жизненный цикл с зиготической редукцией (у одноклеточных организмов).
Последняя группа освещает жизненный цикл малярийного плазмодия с целью выяснения чередования в жизненном цикле различных способов размножения. После выступления группы учащиеся составляют схемы чередования способов размножения, используя схемы жизненных циклов медузы и хламидомонады.
Таким образом, жизненный цикл – это смена различного числа поколений, которые повторяются в определенной последовательности в результате разных способов размножения.
Самостоятельная работа проводится с целью обобщения и закрепления закономерностей, выявленных при изучения жизненных циклов различных организмов. Учащиеся по предложенному алгоритму выполняют работу и озвучивают результаты работы перед классом (жизненные циклы печеночного сосальщика и представителей класса Сцифоидные).
Обобщение проводится по обобщающим схемам. Обобщающие схемы могут составлять сами учащиеся в группах в ходе самостоятельной работы. Для активизации работы в таком случае им можно предложить термины, немые рисунки, незаконченные схемы. Степень оказания помощи зависит от подготовленности учащихся. Если вы уверены, что учащиеся данной группы могут справиться с предложенной работой им можно предложить тему обобщающей схемы. Например, при проведении данного урока я обычно предлагая следующие темы:
составить обобщающую схему жизненного цикла с зиготической редукцией ядерных фаз,
составить обобщающую схему жизненного цикла с промежуточной редукцией ядерных фаз,
составить обобщающую схему жизненного цикла с гаметической редукцией ядерных фаз.
Или обобщающую схему предлагает учитель. Естественно это зависит от того, какие цели преследует учитель при работе на данном этапе урока.
С целью проверки уровня усвоения изученного материала перед подведением итогов урока проводится контроль знаний. Учащимся предлагается 4 варианта заданий.
Обобщение знаний по обобщающим схемам и выполнение выходного контроля с индивидуальными карточками на одном уроке можно использовать только в том случае, если учащиеся очень хорошо знают материал и на первую часть урока тратится минимальное часть учебного времени. В своей практике я использую разные варианты. Главное, чтобы урок принес максимальное удовлетворение, как учителю, так и ученикам и была достигнута поставленная цель.
Другой вариант проведения обобщения заключается в том, что руководители проектных групп готовят публикацию – буклет "Жизненные циклы” и представляют его как свою творческую работу.
В заключительной части урока подводятся итоги и выставляются оценки.