Цель:
Провести вводное ознакомление с корнем как функциональной структурой.
Дать описание устройства корня и показать, что оно соответствует его значению.
Показать, что питание растений происходит в основном через корни, неотделимо от водоснабжения и состоит в поглощении неорганических веществ.
Оборудование: Презентация, гербарий "Корень”, "Типы корневых систем”, рабочая карта урока
План урока:
Активизация познавательной деятельности.
Корень и виды корней.
Корневые системы, типы корневых систем.
Видоизменения корня.
Функции корня.
Закрепление материала.
Учитель:
Попробуйте в ветреную погоду пройти с раскрытым зонтом, что произойдет?
Конечно же, его либо сломает, либо вырвет у вас из рук. А как же быть растениям, у которых широкая крона?
- Что позволяет им удерживаться в земле?
Это корни. И их мы назовем якорями, которые удерживают растения. Это одна из функций корня.
Как устроены эти якоря, какую роль еще они могут выполнять, какими могут быть мы сегодня с вами и познакомимся.
Взгляните на маршрут урока. Обратите внимание, мы начинаем с функций корня наш путь и вернемся к ним в конце урока.
Действительно, корни это своеобразные якоря, которые удерживают крону растений.
И только, если приложить усилия можно вытянуть некоторые растения с корнем.
Вспомните русскую народную сказку "Репка”. Вот о подобных якорях и не только пойдет речь сегодня.
Корень - это поземный орган растения.
Взгляните, вот такими мы видим корни растений. Как же они появляются?
Ученики:
- При прорастании семян появляются корни.
Учитель:
- Правильно. И первый корень, который появляется у растений, называется зародышевый. Из него появится – главный корень.
Но корни могут отходить от стебля, они называются – придаточные.
От придаточных корней и главного отходят – боковые корни.
Все корни одного растения составляют корневую систему.
Если главный корень ярко выражен, развит, она называется стержневая . Она характерна для большинства растений. У некоторых растений главный корень невозможно отличить от придаточных и боковых корней. Они имеют мочковатую корневую систему.
Работа с гербарием.
Вам предлагается рассмотреть гербарий растений, имеющих разные типы корневых систем.
Распределите растения на две группы и заполните таблицу.
Таблица 1
Тип корневой системы |
Примеры |
1.Мочковатая |
|
2. Стержневая |
|
Учитель:
- Благодаря такому внешнему строению корни достаточно прочно удерживают растения в почве.
У корня можно выделить определенные зоны, или участки. Исходя из их названий, можно сказать еще какие функции выполняет корень. (Учащиеся обсуждают новый материал и заполняют таблицу).
Таблица 2
Название зоны корня |
Функция |
1. Корневой чехлик |
|
2. Зона деления |
|
3. Зона роста |
|
4. Зона всасывания |
|
5. Зона проведения |
|
(Слайд 10) Обратите внимание на зону корневого чехлика и зону деления, они необходимо важны для растений.
А зона всасывания имеет особое строение, поэтому мы рассмотрим ее строение на поперечном срезе. Благодаря такому строению, корень называют органом минерального питания.
Такое строение имеют большинство корней. Но корни некоторых растений растут в особых условиях, поэтому видоизменяются. Учащиеся заполняют схему.
Схема 1
Обратите внимание на корнеплод – это утолщенный видоизмененный главный корень .
Благодаря особому строению он является местом запасания питательных веществ.
Помимо этого, такой массивный корень является надежным фиксатором растения в почве.
Но чтобы запасти вещества их нужно получить, а корень их всасывает через корневые волоски и продвигает дальше. Этому способствует особое внутреннее строение. У корня как не удивительно тоже есть кора, древесина и сердцевина. Кора защищает корень от повреждений, а древесина и сердцевина продвигают воду с минеральными веществами вверх от корня и органические вещества вниз к корню.
Особого внимания требует тот факт, что на корнях Бобовых растений образуются вздутия. В них поселяются азотфиксирующие растения, они усваивают атмосферный азот, переводя его в состояние, доступное для растений. Тем самым, корни растений могут вступать во взаимовыгодное сожительство с бактериями – микориза .
Такой тип отношений характерен для грибов и корней деревьев (например, осина и подосиновик).
Беседа о роли гриба и корня растения в таких отношениях.
Функции корня.
Исходя из выше сказанного, мы можем сформулировать основные функции корня.
Дети перечисляют функции, которые уже узнали, записывают в тетради. Закрепление материала.
Мини-блиц "Корень”
- Что появляется из зародышевого корешка? (Главный корень)
- Взаимовыгодное сожительство корня и других организмов. (Микориза)
- Корень является органом … питания? (Минерального)
- Корень слабо выражен у … корневой системы. (Мочковатой)
- Назовите растения, для которых характерна стержневая корневая система.
- Назовите растения, для которых характерна мочковатая корневая система.
- Как вы думаете, почему у верблюжьей колючки такой длинный корень?