Цели.
Образовательные: обобщить полученные сведения об основных процессах жизнедеятельности растений, закрепить ключевые понятия основных процессов жизнедеятельности растений, проверить уровень и качество знаний изученной темы.
Развивающие: формировать умения анализировать знания при поиске ответа на проблемный вопрос, формулировать выводы, делать обобщения.
Воспитательные: воспитывать умения работать в коллективе, прививать любовь к растениям как живому организму.
Тип урока: обобщающий.
Оборудование: проектор, компьютер, схемы рисунков, дидактический материал.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Работа по теме урока.
Проблемное задание: "Что такое виртуальная экскурсия?” (Игра воображений, посещение музея, не выходя из дома, класса, школы)
Virtyalis - "возможный”
Учитель: Ребята! У меня к вам предложение. Давайте сегодня мы проведем такую экскурсию.
Учитель: Скажите, мне, пожалуйста,
- Какую главу мы закончили изучать? (Основные процессы жизнедеятельности)
Учитель: Раз мы с вами на экскурсии, мы пройдем мысленно в картинную галерею и рассмотрим несколько полотен, но мы не просто будем их рассматривать. Мы их будем читать.
- Я перед вами ставлю такие цели: (слайд).
- Обобщить полученные сведения об основных процессах жизнедеятельности растений.
- Закрепить ключевые понятия основных процессов жизнедеятельности растений.
- Проверить уровень и качество знаний изученной темы.
Вопросы (учитель) |
Предполагаемые ответы |
Какой процесс изображен на этом полотне? |
Процесс питания |
Как вы понимаете, Что такое "питание растения”? |
Питание растения – это потребление растениями минеральных и органических веществ. |
Для чего необходима пища? |
Пища – источник энергии, без которой невозможно протекание основных процессов жизнедеятельности. |
Какой процесс показан на этом полотне? |
Показано почвенное питание. |
Что значит почвенное питание растений? |
Получение растениями с помощью корней растворов минеральных веществ. |
А мы продолжаем свою экскурсию и перед нами следующее полотно, на котором изображено…. |
Воздушное питание. |
Как называется воздушное питание? |
Фотосинтез |
Дайте определение "Что такое фотосинтез?” |
Процесс образования органических веществ из неорганических в листьях на свету. |
А теперь посмотрите на эту картину и скажите мне: Что изображено на ней? |
На этой картине изображено как происходит образование органических веществ. |
Какие условия необходимы для процесса фотосинтеза? |
Вода, зеленые клетки, солнечная энергия, углекислый газ. |
Что в процессе фотосинтеза образуется в листьях? |
Органическое вещество |
Какие процессы показаны на этом полотне? |
Процесс дыхания, процесс фотосинтеза. |
Почему вы так решили? |
При процессе дыхания поглощается - кислород, выделяется - углекислый газ. При процессе фотосинтеза поглощается – углекислый газ, выделяется кислород. |
Ребята! теперь мы вернемся в класс с экскурсии и поработаем с таблицей. |
|
|
|
Какие способы питания организмов существуют в природе? |
Схема: автотрофное и гетеротрофное. |
Посмотрите внимательно на рисунки, которые весят у меня на доске. С помощью фломастера подпишем, что может растение брать из окружающей среды, что может отдавать в окружающую среду |
Рисунки: брать - воду, кислород, углекислый газ, минеральные вещества, солнечную энергию. Отдавать- кислород, органические вещества, углекислый газ. |
Какой процесс изображен на рисунке? |
Обмен веществ. |
Прочитайте текст и скажите К какому процессу жизнедеятельности растений относится данная характеристика? |
Водный обмен у растений. |
А мы возвращаемся опять в картинную галерею и продолжаем рассматривать картины и читать их. Какой процесс жизнедеятельности изображен на этом полотне? |
Процесс размножения. |
Какие способы размножения характерны для растений? (Работа со схемой) |
Половой, бесполый. |
Какие виды бесполого размножения характерны для растений? (Работа со схемой) |
Вегетативный, деление, спорами. |
Ребята! сейчас мы с вами будем рассматривать полотна и попытайтесь определить: Какой способ и вид размножения изображен на картинах? |
|
Картина первая: Какой способ размножения показан на этой картине? |
На картине показано 2 способа размножения: половой и бесполый (деление клетки) |
Картина вторая: Какой способ размножения изображен на этой картине? |
Бесполый, вегетативный-черенками, отводками. Листьями, усами. |
Картина третья: Какой способ размножения и вид изображен? |
Бесполый-спорами |
Картина четвертая: Какой способ и вид размножения изображен? |
Половой – семенами |
Картина пятая: Какой способ и вид размножения изображен? |
Бесполый- вегетативный-прививки.. |
Ребята! А теперь посмотрите на это полотно и скажите: Какой процесс жизнедеятельности изображен на этом удивительном полотне?
|
Рост и развития организма. |
Ребята! Мы совершили виртуальную экскурсию по процессам жизнедеятельности растений, давайте обобщим наши знания Перечислите мне все основные процессы жизнедеятельности растений. |
Питание растений: почвенное, воздушное - фотосинтез. Процесс дыхания. Процесс размножения: половой, бесполый, Процесс обмена веществ. Водный обмен. Процессы рост и развитие. |
Назовите мне ключевые слова |
Минеральное питание Фотосинтез Бесполое размножение Половое размножение Обмен веществ Автотрофы Гетеротрофы Водный обмен Рост и развитие Дыхание. |
III. Письменный опрос.
IV. Заключительный этап.
Подведение итогов, выставление оценок за устные ответы на уроке.
V. Дом задание – нет.
Приложение 1
Основные процессы жизнедеятельности растений.
Вопросы |
Фотосинтез |
Дыхание |
1. В какое время суток происходит? |
Днем |
Днем и ночью |
2. Какой газ поглощается? |
Углекислый |
Кислород |
3. Какой газ выделяется? |
Кислород |
Углекислый газ |
4. В каких клетках происходит? |
Зеленых |
Во всех |
5. Образуется или разрушается органическое вещество? |
Образуется |
Разрушается. |