Триединая дидактическая цель (ТДЦ):
Познавательная:
сформировать представление о методах генетики человека, используя в ходе работы с научной информацией общеучебные и предметные умения (умение решать генетические задачи) обучающихся;
показать практическую значимость изучения наследственности человека.
Развивающая:
развивать логическое мышление (анализ, сравнение, обобщение, формулирование выводов) и коммуникативные компетенцииу обучающихся.
Воспитательная:
формировать ценностное отношение к человеку как объекту научных исследований, к жизни человека как высшей ценности на Земле;
воспитывать чувство толерантности и взаимоуважения при работе в паре, в группе; чувство ответственности за свой труд и общий результат.
Общедидактическая цель:
создать условия для более глубокого осознания действия законов наследственности в природе, понимания их применимости в генетических исследованиях человека
Уровневые цели:
репродуктивный уровень: усвоить основные методы генетики человека;
конструктивный уровень: выявить причины трудностей генетических исследований человека, учиться определять метод генетики, c помощью которого можно решать проблемы жизни;
творческий уровень: использовать разные генетические методы при решении конкретных жизненных проблем.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы: проблемный.
Формы работы: парная и групповая работа.
Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация, дидактические карточки-задания.
Ключевые понятия: ген, генотип, фенотип, гомозигота, гетерозигота, доминантный и рецессивный признак, методы генетики человека (генеалогический, близнецовый, иммуногенетический).
Технологическая карта урока
Этапы |
Дидактические задачи |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|
Урока |
Технологии |
|||
1. Организация начала занятия. |
|
Подготовка учащихся к работе на занятии |
Организует начало урока, обеспечивает мотивационный настрой |
Слушают учителя, проверяют наличие всех принадлежностей к уроку |
2. Подготовка к основному этапу занятия. |
|
Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений |
Подготовка учащихся к определению темы и задач урока: – более 2000 заболеваний человека носят наследственный характер; |
Уточняют формулировку темы урока для себя (слайд 1) |
|
|
Совместная с учащимися формулировка темы урока и задач Предложение эпиграфа к уроку и с его помощью определение форм учебной работы и предполагаемых визуальных результатов |
Совместное с учителем формулирование задач урока Анализируют с учителем эпиграф, при необходимости корректируют формы работы, уточняют ее результат |
|
|
|
Повторение пройденного: 1) повторение ключевых генетических понятий (слайд на доске) "Ты – мне, я – тебе”; |
1) работа в парах (устно) |
|
3. Усвоение новых знаний и способов действий |
Постановка проблемы и создание проблемной ситуации |
Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения |
Человек – сложный объект генетических исследований. В чем его сложность? |
Осознание поставленной проблемы, мотивация на фронтальную работу (учебная беседа) |
Обсуждение проблемы и ее теоретический анализ |
Организация учебной беседы |
Совместно с учителем формулируют обобщенные знания о человеке как сложном объекте исследований |
||
Выдвижение гипотезы |
Если человек – особый объект генетических исследований, то какие методы для его изучения применимы? |
Слушают учителя |
||
Поиск методов доказательства или опровержения гипотезы |
Постановка новой задачи: обычные методы генетики к человеку неприменимы. Как быть? |
Должны быть другие, изучение родителей, например. |
||
Работа в группах, получение продукта от группы |
Организационная, консультирование (при необходимости) |
Решение проблемных задач (карточка-задание с информационным сопровождением) |
||
Подведения итогов работы в группах, создание общего продукта (схема, таблица, опорный конспект и др.) |
Организационная (работа с интерактивной доской) Постановка новой задачи: Зачем человек использует разные методы? |
Продукт работы в группе и общий продукт представляется в презентации и на школьной доске (таблица методов, решение задач, схема путей профилактики наследственных болезней) |
||
Вывод : 1) полученный продукт подтверждает или опровергает гипотезу; |
Учитель возвращается к поставленной проблеме, вновь формулирует ее можно считать, что поставленная проблема решена? |
Формулируют промежуточный вывод о познаваемости человека как биологического объекта, об основных методах генетики человека и путях профилактики наследственных заболеваний |
||
4. Первичная проверка понимания. |
|
Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция. Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне. |
Проверим, что из изученного вы запомнили? Предлагает тестовые задания с моментальной проверкой |
Самопроверка (запись ответов в тетрадь) |
5. Подведение итогов занятий |
|
Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы. |
Учитель возвращается к теме, эпиграфу и поставленным вопросам |
Формулируют выводы по уроку |
6. Рефлексия. |
|
Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества. |
Остался еще один вопрос: всегда ли право выбора – это благо? (слова Н.К. Кольцова) |
Слушают, участвуют в обсуждении проблемы Делают общий вывод по уроку |
7. Информация о домашнем задании. |
|
Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей. |
Дается домашнее задание на доске (обязательная и дополнительная часть), возможен электронный вариант дачи домашнего задания |
Определяют объем домашнего задания (только обязательный или еще и дополнительный), записывают (возможен электронный вариант) |