Цель: систематизировать и углубить знания обучающихся об азоте и его соединениях, познакомить с положительными и отрицательными свойствами, применением соединений азота, определить место азота и его соединений в жизни человека.
Задачи:
изучить основные соединения азота и определить их место в жизни человека;
патриотическое воспитание (продолжить воспитывать у обучающихся чувство патриотизма, любви к Родине, людям, родной природе);
развивать умения сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи при изучении строения и свойств соединений азота.
ХОД УРОКА
I. Актуализация знаний
– Мы с Вами уже знакомы с азотом и его соединениями. Мы изучали:
N ––> N2 ––> NO2 ––> NH3 ––> HNO3 ––> нитраты
атом ––> простое ––> оксиды ––> щелочи ––> кислоты ––> соединения азота ––> вещество
– Сегодня мы будем говорить о соединениях элемента азота с 2-х сторон:
Азот – элемент жизни / Азот – элемент войны.
Цель урока – вспомнить наиболее значимые соединения азота и определить их место в жизни человека. И в этом Вы мне поможете.
II. Изучение нового материала
1. Азот – история названия: Официальное открытие азота принадлежит Д. Резерфорду, 1772 г.
Первое название связано со свойствами азота, когда его впервые получили, попробовали испытать на животных – мышах (мышь помещали под стеклянный колпак и туда подавали азот, через некоторое время мышь погибла, следовательно газ был ядовитым). По результатам опыта, газу было дано название – штик штоф, что означало удушающий.
Далее, после ряда опытов, было выяснено, что азот обладает и другими свойствами, он может оказывать не только вред, но и пользу. Появилось другое название – Азоэ.
Затем соединения азота стали использовать в качестве удобрений. Азоту дали еще одно название – Нитрогениум (рождающий селитру). *
* Название азота – флогистированный воздух, мифический воздух, атмосферный мофетт, испорченный воздух и т.д.
Авторы химической номенклатуры предложили (1787г.) производить слово «азот» от греческой отрицательной приставки а и слово зо – жизнь. Таким образом, название «азот» по их мнению, отражало его нежизненность или безжизненность.
1790г. Ж.Шапталь предложил заменить слово «азот» словом «нитроген». Он считал, что название, означающее «безжизненный», могло бы с большим основанием быть дано другим простым телам, обладающим, например, сильными ядовитыми свойствами.
Международное название элемента – NITROGENIUM и символ азота – N.
2. А теперь доску разделим на две части: с одной стороны будем писать положительные значения азота, а с другой отрицательные.
III. Закрепление
Кроссворд
Химическое соединение, используемое как элемент жизни и войны.
Причина использования нитросоединений.
Ученый открывший азот.
Основная продукция заводов в годы ВОВ.
Соединение азота – «террорист».
Страна – изобретатель первого взрывчатого вещества.
Основной поставщик оружия на фронт.
Продукт нитрования толуола – взрывчатое вещество.
Т |
||||||||||||
Р |
||||||||||||
П |
О |
|||||||||||
О |
К |
Т |
||||||||||
Н |
И |
Т |
Р |
О |
Г |
Л |
И |
Ц |
Е |
Р |
И |
Н |
О |
Е |
Т |
Л |
|||||||||
Х |
К |
А |
П |
|||||||||
С |
Й |
Р |
||||||||||
В |
О |
Й |
Н |
А |
О |
|||||||
Г |
Г |
|||||||||||
Р |
Е |
З |
Е |
Р |
Ф |
О |
Р |
Д |
||||
Н |
Е |
|||||||||||
С |
||||||||||||
С |
– Сегодня тема нашего урока была: «Азот – элемент жизни и войны». Какой мы с Вами можем сделать вывод? Азот может приносить пользу или вред в зависимости от того как его использовать.