Тема: Черви.
Мы обжоры-солитеры,
Пусть же твой живот болит.
Ноги ты протянешь скоро,
А мы живем как короли.
Говорят, мы паразиты,
Нам кишка – уютный дом.
Твой обед мы переварим,
И размножимся потом.
Задание: Найди биоэкологические ошибки.
Каждому с детства знакомо стихотворение А.Н. Плещеева «Сельская песенка»:
Травка зеленеет,
Солнышко блестит,
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
С нею солнце краше
И весна милей,
Прощебечь с дороги
Нам привет скорей.
Дам тебе я зерен,
Ты мне песню спой,
Что из стран далеких
Принесла с собой.
Однако, немногие находят в нем смысловую биоэкологическую ошибку. А ошибка в данном стихотворении очевидна: ласточки, являясь насекомоядными птицами, зерно не едят. Да и по экологической теории сначала «солнышко блестит», а затем «травка зеленеет».
Довольно часто читая стихи даже признанных литературных корифеев, можно обнаружить некоторые биологические ошибки и экологические неточности. Поэтому, главная задача чтения таких стихов на уроке заключается в том, чтобы научить детей находить такие ошибки и исправлять их. Можно дать учащимся задание на дом найти в литературе или написать самим стихи с биоэкологическими ошибками и предложить их в классе для обсуждения.
В качестве примера ниже приведено несколько стихотворений с биоэкологическими ошибками.
В первых трех стихотворениях ошибка заключена в том, что стрекозы не поют.
Тема: Ткани.
Н.А. Ерошевская
***
Ткани разные бывают
Из одних одежду шьем
А другие, как ни странно,
В теле мы своем найдем.
Ткани состоят из клеток
Мы давно все знаем это
Их четыре в нашем теле.
Разобраться в них вы в силе?
В мыслях тему повторив,
И таблицу получив,
Все в нее вы запишите
И пятерку получите.