Педагогический контроль выполняет целый ряд функций в педагогическом процессе:
оценочную,
стимулирующую,
развивающую,
обучающую,
диагностическую,
воспитательную.
Процесс контроля – это одна из наиболее трудоёмких и ответственных операций в обучении, связанная с острыми психологическими ситуациями как для учащихся, так и для преподавателя. С другой стороны, его правильная постановка способствует улучшению качества обучения учащихся. В сложившемся педагогическом процессе различают несколько видов контроля: предварительный, текущий, тематический, рубежный, итоговый и выпускной. Систему контроля образуют экзамены, устный опрос, контрольные работы, лабораторные работы и т.д.
Такие методы контролирования успеваемости учащихся в настоящее время используют большинство учителей. Выбор форм контроля зависит от цели, содержания, методов, времени и места.
Известные методы диагностирования успеваемости учащихся имеют определённые недостатки. Рассмотрим некоторые из них.
Могут возникать трудности, связанные с особенностями преподавательской работы:
довольно часто проявляются несовпадения требований разных преподавателей, отличия в их уровне строгости при оценке одного и того же ответа;
при организации текущих проверок знаний большого числа учащихся, когда оценивание проводится, главным образом, лишь по формальным критериям, наблюдается загруженность учителя рутиной мало творческой работой, связанной с большим объемом информации, которую требуется подготовить, обработать и проанализировать за относительно короткий промежуток времени;
возможная не беспристрастность учителя (по психологическим и иным причинам) к оценке ответов некоторых учащихся;
иногда оценки, выставляемые учащимся, оказываются недостоверными из-за опасения учителя, что они будут использованы для оценивания работы самого учителя.
Трудности, связанные со спецификой традиционной формы проверки знаний. Такие, как отсутствие четко сформулированных стандартов знаний и конкретно очерченных объемов умений, достаточных для каждой положительной оценки (часто учитель мучается вопросом: «Какую оценку поставить – «неуд» или всё же можно оценить как «удовлетворительно»?)
Трудности связанные с учащимися: использование «шпаргалок, списывание, взаимопомощь» на уроке, что искажает достоверность оценки знаний учащихся и мешает учителю объективно взглянуть на качество своей педагогической работы.
Отсутствие объективных критериев оценки и эффективных механизмов сравнения результатов по данной дисциплине в разных школах, что особенно актуально для выработки верной стратегии обучения учащихся.
Исходя из вышесказанного, детально изучив данный вопрос, я разработала свою систему контроля, и, таким образом, постаралась найти решения существующих проблем. В данной работе я опиралась на труды ученых – методистов, учителей-новаторов, таких как Ю.К. Бабанский, В.Ф. Шаталов, И.М. Суслов, Е.В Ильин, Ш.А. Амонашвили, У. Древс. Изучая труды этих поистине талантливых людей, я поняла, что совершенствование контроля знаний, умений и навыков следует осуществлять на фоне оптимального психологического контакта в системе «учитель-ученик», в направлении активизации познавательной деятельности учащихся на данном этапе обучения.
Решения были найдены разные, а, следовательно, результаты и эффективность контроля также получились различными.
Меня заинтересовали вопросы: какими критериями руководствуются учителя, планируя контрольные этапы, на какие задания надо опираться, чтобы составить и провести эффективный контроль знаний и умений учащихся?
Для достижения этой цели ставим перед собой следующие задачи:
выяснить, каковы цели проведения контроля знаний и умений учащихся;
выяснить, какие формы контроля сложились в практике учителей биологии и какие рекомендации по проведению контроля дают учителя и методисты-ученые;
выяснить, каково место контроля при изучении биологии, как с наибольшей эффективностью сделать учеников заинтересованными участниками;
выяснить, какие формы контроля знаний и умений учащихся целесообразно использовать;
подготовить материал для организации всех контрольных мероприятий по темам курса биологии;
детально изучить такие формы контроля как тест и диктант, усовершенствовать тестовый контроль по биологии.