Цели тренинга:
формирование экологических установок и экологической эмпатии;
формирование экологических представлений.
Этапы тренинга
1. Сообщение правил работы
- "Правило кувшина"
- Будь активным!
- Слушай!
- Уважай мнение других
2. Активизация группового взаимодействия
1. Игра "Обмен"
Ведущий произносит слова: "Обменяйтесь те, кто ...(например, любит яблоки; у кого в одежде есть зелёный цвет, у кого есть кошка; по знаку зодиака - лев и т.д.).
Все игроки, относящие сказанное к себе, меняются местами. Кому места не досталось, становится ведущим.
2. Упражнение "Продолжи фразу"
Задание: Каждый из участников произносит фразу и к ней добавляет свое слово, а затем наоборот - каждый убирает слово из фразы в последовательности его появления во фразе.
Фраза "У меня живёт попутай ..."
3. Основная часть
1. "Ассоциативная гроздь"
Задание: Назовите ассоциации к слову "дружба"
2. Работа по группам "Моё животное"
Задание: Разделитесь на группы в зависимости от того, какое животное живёт у вас дома:
собака
кошка
грызуны
птицы
рыбки
черепаха
нет никого
3. "Вопросы"
Каждый отвечает на вопросы:
Почему вы завели это животное? Как он у вас появился? ( Или почему вы ни кого не заводите?)
Что он любит и чего не любит? (Кого бы вы завели? Почему?)
- Какой у него характер?
4. "Интересный факт"
Задание: вспомните и обсудите интересный факт об этом животном. Представьте его перед всеми.
5. Работа с информационными листами
Задание: прочитайте текст о животном, выберите ту информацию, которая вам понравилась или удивила, или чем-то привлекла ваше внимание, и познакомьте всех с данной информацией.
6. Упражнение "Перевоплощение"
Задание: перевоплотитесь в ваше животное и разыграйте диалог между животными на тему взаимоотношения с их хозяином.
7. "Портрет моего друга" /работа в группах/
Задание: нарисуйте коллективно портрет вашего животного. Но представьте, что он также как и человек любит какую-то одежду, какие-то вещи, хочет красиво выглядеть на портрете. И на обороте портрета напишите пожелания своему другу.
8. Индивидуальное задание: что общего и в чём отличия между животными и человеком?
Социализация: представление размышлений
9. Продолжи фразу: "Когда я вижу своё любимое животное ......."
Вывод: ваше животное - ваш друг, оно любит вас, так пусть эта любовь будет взаимной.
4. Рефлексия
Какие чувства испытал во время занятия? Чем было оно полезно?
Таким образом, эко-тренинг - это инновационная форма групповой деятельности учащихся, призванная повысить экологическую культуру. Эко-тренинг направлен на решение следующих задач: коррекция, формирование и развитие экологических установок личности; формирование экологической эмпатии, непрагматического отношения к миру природы, субъектного восприятия мира природы; расширение субъективного экологического пространства - зоны персональной ответственности за природу.
Воспитательные тренинги по различным направлениям воспитательной работы представлены в приложениях:
по нравственному воспитанию - тренинг толерантности, тренинг "Уважай человека";
по умственному воспитанию - тренинг творческого мышления;
по подготовке к семейной жизни - тренинг супружеского взаимодействия, тренинг "Слагаемые семейного счастья";
организация свободного общения и досуга детей - тренинг на сплочение коллектива.
Воспитательные тренинги как нетрадиционная форма воспитания направлены на воспитание в детях гуманизма, эмпатии, толерантности, чувства прекрасного, на развитие познавательной активности, самостоятельности и др.
Эффективность нетрадиционных форм обучения, воспитания и развития очевидна. Такие занятия, мероприятия приближают школьное обучение к жизни, реальной действительности. Дети охотно включаются в такие занятия, т.к. нужно проявить не только свои знания, но и смекалку, интуицию, творчество. С помощью нетрадиционных форм можно решить проблему дифференциации обучения и воспитания, организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся.
Нестандартные формы работы во внеурочное время помогают учителю-воспитателю формировать личность интересную и неординарную. Как раз этого и требует наше время.
И в заключении стоит отметить, что педагог, владеющий современными подходами к организации воспитательного процесса, сможет более эффективно взаимодействовать со всеми его участниками.