I. Мотивация, цель занятия.
В повести Л.Н. Толстого «Отрочество» есть такие рассуждения: «…Склонность моя к отвлеченным размышлениям до такой степени неестественно развила во мне сознание, что часто, начиная думать о самой простой вещи, я впадал в безвыходный круг анализа своих мыслей, я не думал уже о вопросе, занимавшем меня, а думал о том, о чем я думал. Спрашивая себя: о чем я думаю? — я отвечал: я думаю, о чем я думаю. А теперь о чем я думаю? Я думаю, что я думаю, о чем я думаю, и так далее. Ум за разум заходил...»
- Прокомментируйте этот отрывок, какой смысл заложен в нем? (Ответы детей…)
- Я согласна с вашим мнением и хочу акцентировать внимание на важности осознания процесса собственного мышления. И к этой мысли мы вернемся в конце занятия, а сейчас– цель(слайд), которую я поставила перед собой: познакомить вас с технологией учебных вопросов, приемами работы с источником информации, алгоритмом работы с вопросом. Ваша цель- максимально использовать полученную информацию при подготовке к ЕГЭ.
II. Технология учебных вопросов.(Обзор, теоретическая часть).
- Анализ(слайд)опыта педагогической деятельности и психолого-педагогической литературы позволил систематизировать деятельность обучающихся по развитию мышления через «умные » вопросы на основе таксономии образовательных целей и уровней мышления. Эта (слайд) таксономия была создана в 1956 г. большой группой ученых Чикагского университета под руководством Б. Блума. В ней отражена иерархия мыслительных умений, позволяющих школьнику выполнять учебные действия от простейших до самых сложных. Говоря об уровнях: анализ, синтез и оценка, отмечу, что их выделяют в качестве высоких уровней мышления. Условием развития высших уровней мышления является переход от заучивания новых знаний и их повторения к их применению в новой ситуации и их оценке. Данная технология поможет в формулировке вопросов к текстам, к другим людям и самому себе, поможет самоутвердиться и повысить самооценку вам, будущим студентов ВУЗов.
1)Технологию (слайд) учебных вопросов можно охарактеризовать как самостоятельную технологию, так как она в первую очередь помогает осознать личную цель, связанную с овладением умения задавать вопросы, показывает значимость этого для личного и профессионального роста, успешного общения и сотрудничества, решения проблем.
2)Данная (слайд) технология связана с технологией критического мышления, так как такие приемы как мозговой штурм, «Инсерт» и др. связаны с применением вопросов.
3) Кроме (слайд) того, эта технология относится к категории гуманитарных технологий, так как основана на практическом использовании знаний о человеке в целях создания условий для развития личности.
III. Приемы использования технологии. (Практическая работа).
Блез Паскаль утверждал, что достоинство человека в его способности мыслить…Потому переходим к практической части нашего занятия(по группам).Вам предлагается статья(раздаточный материал) «Сохранение заповедных зон на научной основе»,имеющая экологическую направленность. Почему?
Перед вами справочный материал для составления вопросов к данной статье в соответствии с таксономией мыслительных операций по Б. Блуму.
Первой группе предлагается, проработав научный материал, составить вопросы, используя слова-помощники и глаголы 1 и 2 уровней: мышление, знание и понимание.
Вторая группа работает с 3 и 4-ым уровнями- применение и анализ.
Третья группа работает с 5 и 6-ым уровнями мышления- синтез и оценка.(Количество вопросов в группе соответствует количеству учеников)
1.Индивидуальная работа участников группы;
2.Коллективный выбор более удачных или общих вопросов.
-Зачитайте те вопросы, которые на ваш взгляд более удачны, грамотны, корректны.(От каждой группы по 3 вопроса)…
-Прошу вынести на доску по одному вопросы от группы…
*Существуют (слайд) более современные рекомендации по составлению вопросов от 2002 г. по Э.Ландау, причем, эти уровни креативной постановки вопроса, вы имеете возможность дописать в своем листе заинтересовавший вас момент…(дополнительная информация в виде раздаточного материала)
- Предлагаю сформулировать ответы на обозначенные вопросы…
- Я не случайно предлагаю поработать не только над составлением вопросов (они помогают осмыслению прочитанного),но и поучиться отвечать на вопросы, так как эта форма задания входит в пакет экзаменационных вопросов…. Спасибо за ответы, я не буду их корректировать, я дам рекомендации, алгоритм по сути вопроса:
а) выделить в содержании вопроса 3-4 основных понятий,
б) раскрыть значение, суть терминов и понятий,
в) сформулировать ответ на вопрос (слайд).
1) В чем состоит принципиальное отличие островных биогеоценозов от заповедников?
-Биогеоценоз?
-Заповедник?
-Отличие?
2)На чем основывается утверждение о летальном исходе эндемичных видов населяющих «заповедные острова»?
-Эндемичные виды?
-Заповедные острова?
-Летальный исход?
-На чем?
(Ускоренное изменение генотипа, так как отсутствует поддержка из вне.)
IV. Рефлексия.
-Мы переходим к последнему, заключительному этапу нашего урока. Что это за этап?...(рефлексия).Что такое рефлексия?
Вспомните отрывок из произведения Л.Н. Толстого, который прозвучал в начале урока.
-Рефлексия-это размышление о мышлении,познание, направленное на самопознание. Глубина рефлексии или ее ранг определяется длиной цепочки рассуждения:
«Я думаю, что ты думаешь, что я думаю…».И некоторое представление о рефлексии дает стихотворение английского поэта 19 века. Ковентри Патмора «О поцелуе»:
- Он целовал вас, кажется?
- Боюсь, что это так!
- Но как же вы позволили?
- Ах, он такой чудак!
Он думал, что уснула я
И все во сне стерплю,
Иль думал, что я думала,
Что думал он: я сплю!
-Как вы понимаете -это еще одна тема для нового интересного разговора, но мы остановимся на том, что вы, осмыслив свою деятельность, выскажете мнение, отношение, чувства к ней. Вам слово…
-Спасибо, позвольте и мне отрефлексировать свою работу: я думаю, что мне повезло с тем, что я могу «оттачивать» свое педагогическое мастерство с таким коллективом как ваш;
Я думаю, что вы думаете, что эта встреча с новым человеком оставит свой маленький след в вашей жизни.
Я думаю, что вы думаете, что я думаю, что в принципе мы достигли намеченных целей;
Я думаю, что мы вместе думает, что наши «гости» нашу работу «одобряют»;
Я думаю, что этим улыбающимся смайликам-магнитикам, которые каждому дарю, я скажу все, что не сказала, потому что «ум за разум заходит» (дарю магниты-смайлы).